Суздаль этим летом стал настоящей точкой притяжения творческих сил. В мае в центре города, напротив торговых рядов, открылся «Мира центр», культурный кластер, где собираются художники, музыканты, актеры, поэты, писатели, сценаристы из Москвы и других городов. Здесь проходят выставки, концерты и спектакли, открыты книжный и дизайнерский магазины. Евгения Казарновская и Андрей Попов, стоящие у истоков проекта «Река мира» и лаборатории «Человек мира», наконец получили свой дом.

Лаборатория «Человек мира», проходившая раньше в разных местах — например, в селе Фомиха на берегу реки Нерль в 2021-м, —  в этом году переместилась непосредственно в Суздаль. На целую неделю в город приехали режиссеры и актеры, на лоне природы они репетировали перформансы, концерты и спектакли.

Выступление оркестра «Персимфанс»
Фото: Пресс- служба фестиваля «Человек мира»
Выступление оркестра «Персимфанс»

Центральное событие фестиваля – выступление оркестра «Персимфанс» под открытым небом, у стен Покровского монастыря. «Персимфанс» (Первый симфонический ансамбль) — арт-группа, продолжающая традиции первого в России симфонического оркестра без дирижера (1922–1932 гг.), воссозданная музыкантом Петром Айду. Музыканты ансамбля исполнили произведение Ивана Вышнеградского «День бытия». Это его первое зрелое сочинение, дипломная работа, которая определила все его дальнейшее творчество. Говорят, перед написанием «Дня бытия» композитор пережил некий мистический опыт, который перенес на язык музыки и слова. Написанный в 1916 году «День бытия» в России был исполнен «Персимфансом» впервые. «Одного чтеца мы превратили в целый хор чтецов, более того, каждый зритель мог взять распечатанный текст и присоединиться к чтению», — рассказал автор проекта Петр Айду.

Хор чтецов. Выступление оркестра «Персимфанс»
Фото: Пресс- служба фестиваля «Человек мира»
Хор чтецов. Выступление оркестра «Персимфанс»

Облаченные в белые одежды, музыканты «Персимфанса» на небольшом пьедестале при лучах заходящего солнца сыграли это произведение-откровение, рассказывающее об устройстве мира, символизирующее единение всех искусств и завершающееся некой высшей финальной точкой, неким выходом в открытый космос. Место для выступления было выбрано идеально: купола храма, стены монастыря, выжженное солнцем поле перед ним, уходящий вдаль горизонт — все это создавало ощущение слияния человека и природы, божественного и приземленного, вечного и сиюминутного.

Многие другие проекты, созданные в рамках лаборатории этого года, так или иначе были связаны с «Днем бытия», философский текст которого переосмысливали на разный манер, вписывая его в современный контекст. Так каждый из перформеров исследовал сущность Человека, показывая разные грани его природы — от созидательной до разрушительной. Торжество жизни и тайна смерти, высокие помыслы и низменные желания, удивительные прорывы и сокрушительные падения.

Аудиорыбалка на берегу реки Каменка
Фото: Пресс- служба фестиваля «Человек мира»
Аудиорыбалка на берегу реки Каменка

Режиссер Федор Елютин организовал аудиорыбалку на берегу реки Каменка, которая служила одновременно метафорой жизни и темным омутом, где «похоронено» прошлое: в наушниках гостей звучали воспоминания людей об их предках. Юрий Квятковский подготовил сразу два перформанса: «Отражение» — откровенный рассказ десяти женщин о своем теле и «Зависть» — трагифарс, разыгранный двумя актрисами, виртуозно перевоплотившимися в образы Моцарта и Сальери. Кирилл Шендеров у разрушенной кирпичной стены в тусклом свете свечей «рассказал» историю одной семьи «Был бы день», используя все тот же текст Ивана Вышнеградского. Посторонние звуки улицы, замечания режиссера актерам прямо во время спектакля размывали границы между игрой и действительностью, миром искусства и реальностью.

Перфоманс «Отражение»
Фото: Пресс- служба фестиваля «Человек мира»
Перфоманс «Отражение»

Александр Карпушин поместил действие спектакля «В тот день, когда его не стало» в овраг: зрители разместились на его неровных склонах, а актеры играли на площадке внизу, в окружении деревьев, при свечах и под ночным небом. Завораживающий антураж вступал в резонанс с содержанием: актеры рассказывали истории о потере близких, о тяжелом опыте проживания смерти родного человека.

Режиссеры Мария Клюева и Анна Мхитарян устроили песнопения в храме Главы Иоанна Крестителя, под сводами собора звучали григорианские напевы и отрывки из текста «День бытия».

День плавно перетекал в ночь: показы перформансов завершились на рассвете «Солнечными медитациями» Алисы Тен. Для подобных практик Суздаль, конечно, идеальное место. Сам город служит театральными подмостками с живой, очень красивой декорацией. И где, как не здесь, утверждать жизнь, радоваться солнцу, размышлять о вечном и погружаться в сомнамбулическое состояние под звуки «Дня бытия».