Кадр из фильма «Детектор»
Фото: Киностудия им. Горького
Кадр из фильма «Детектор»

Одним абзацем

«Детектор» Костаса Марсаана — современный триллер, близкий по содержанию к «Солнцестоянию» Ари Астера. У Астера элементы детектива выражены не ярко, Марсаан же активно использует их для создания истории о ментальном путешествии. Екатерина Вилкова играет бывшую следовательницу, глубоко травмированную невозможностью иметь детей из-за нападения преступника. Ключом к излечению становится девочка-сирота, которую все вокруг видят демоном во плоти. Марсаан намеренно отвлекает зрителя расследованием преступлений, чтобы тихо рассказать драму воссоединения двух одиночеств, спасающих друг друга из внутреннего ада.

Подробно

У Виктории (Екатерина Вилкова) на животе длинный шрам, вот только у нее нет ни сына, ни дочери. Когда-то она работала в оперативном отделе полиции, но после крайне неудачного дела ушла на пенсию и влюбилась в своего психотерапевта Романа (Кирилл Кяро). Они хотят детей, поэтому берут из приюта семилетнюю Дашу (Екатерина Темнова), с которой женщина сразу ощутила особую связь. В рисунках девочки Виктория узнает символы, которые оставлял на месте жестоких убийств маньяк, прекративший череду преступлений полтора года назад.

Якутский режиссер Костас Марсаан дебютировал в 2016 году с крепким детективом «Мой убийца» и получил призы российских кинофестивалей, а этно-хоррором «Иччи» (2021) доказал, что его успех не случаен. Картины Марсаана понятны даже зрителю, никогда не интересовавшемуся культурой Республики Саха, потому что автор не разбирает частные проблемы Якутии, а пользуется безликими, жанровыми конструкциями. Призраки непогребенных людей, фантомные близнецы, просыпающиеся в ночи силы тьмы — эти тропы можно увидеть в кино всех стран. Современные хорроры переняли романтические сюжеты, частично поглотившие принципы построения фольклорных сказок: есть наш мир, а есть мир параллельный, иногда дающий о себе знать. «Детектор» — триллер с элементами хоррора, эффективно сбивающего зрителя с толку. Приметы фильма ужасов (маски, рисунки на стенах, двойники) уступают место психологическому детективу с медитацией, сновидениями, разбитыми зеркалами и эмоциональными срывами. Если хоррор говорит, что страшное прячется где-то там, то в триллере худшее сидит внутри людей.

Кадр из фильма «Детектор»
Фото: Киностудия им. Горького
Кадр из фильма «Детектор»

Виктория из всех детей сразу примечает Дашу — женщина и ребенок похожи на детали пазла, дополняющие друг друга. Одной шрам напоминает о нападении и о том, что близкий человек ее не защитил, другой ожоги — о смерти родителей. Любовные отношения героини с ее терапевтом подчеркивают, насколько травмирована женщина, что она чувствует близость только с тем, кто помогает ей сохранять самообладание. Во время расследования Виктория встречается с бывшим любовником и напарником Костей (Гела Месхи), но она в нем не заинтересована — ее притягивают такие же раненые души. А их во вселенной Костаса Марсаана много: они привыкли прятаться от яркого солнечного света и от суда общественности. На то у них есть причины: кто-то пережил войну и эмоционально не реабилитировался, кто-то отсидел в тюрьме и теперь не может найти нормальную работу. Против таких людей Виктория поначалу настроена агрессивно, но потом в их бедах и печалях видит отражение своей жизни — они кажутся опасными только из-за общественных предубеждений. Настоящее зло скрывается под личиной благополучия, оно эффективно уверяет всех в своей добродетели. Вилкова идеально подходит на роль Виктории: ее немного детская внешность передает важную черту героини — тонкую чувствительность ребенка, которому противна ложь и притворство. Поэтому детективная история в «Детекторе» совсем не о поиске убийцы, а прежде всего о воссоединении с истинным собой.