Татьяна Соловьева
Фото: предоставлено из личного архива
Татьяна Соловьева

Что такого сделала… вышла в финал премии «Ревизор-2023» в номинации «Главный редактор». «Ревизор» — единственная в России премия для профессионалов книжной отрасли.

Этой осенью/зимой я буду занята в… многочисленных проектах издательства. Нас ожидает несколько громких новинок современной прозы: роман Екатерины Манойло «Ветер уносит мертвые листья», Рагима Джафарова «Картина Сархана», наконец впервые в России вся «Данцигская трилогия» Гюнтера Грасса выйдет одной серией. Все эти и многие другие проекты мы представим на ярмарке non/fictioN. «Ветер уносит мертвые листья» — это жанровый сплав социальной прозы с довольно редким в России роуд-муви. Будет интересно. «Картина Сархана» — психологический роман о современном искусстве, природе шедевра и информационном шуме. Джафаров умело водит читателя за нос и в каждой книге предлагает ему совершенно неожиданный финал.

Горжусь, что за последний год у меня получилось… собрать команду единомышленников, которые по-настоящему горят своим делом. Сегодня в «Альпина.Проза» одна из самых сильных команд по продвижению молодых писателей, даже дебютантов. Та ниша, занимать которую издатели многие годы опасались, перестала быть темным пятном — литературные дебюты вполне можно сделать событием.

А вообще в своей работе я больше всего люблю… получить рукопись, которую еще никто не видел, начинать читать и понимать, что это — то, что нужно. Что у писателя всё получилось и скоро этот текст, уже вышедший книгой, будут читать тысячи людей. За многие годы работы в отрасли ничего не изменилось — это каждый раз какое-то таинство.

Не могу представить свой день без… кофе. Но это только топливо, кроме него без множества вещей, которые очень прочно вошли в мою жизнь: без просматривания информационной ленты, чтения рукописей, десятка рабочих и полурабочих чатов. Главный редактор — понятие круглосуточное, на многие запросы нужно реагировать быстро.

Сейчас я чаще всего слушаю… из подкастов — любимые «Девчонки против стариков», где Наталья Ломыкина и Мария Лебедева обсуждают книги длинных списков премии «Ясная Поляна» и порой громят выбор большого жюри. И подкаст проекта «Полка» о главных книгах русской литературы и том, кто и по какому принципу формирует «золотой литературный канон». На музыку времени не хватает.

Сейчас я читаю… «Пустые поезда» Дмитрия Данилова и новую серию ретродетективов Юлии Яковлевой, действие в которых разворачивается в 1812 году. Залпом проглотила «Бретёра», дочитываю «Таинственную невесту» и жду, когда автор допишет «Случай в Москве». Отличный сплав остросюжетности, владения материалом и литературного стиля.

Недавно мой друг… писательница и евангелист (спичрайтер) голосового помощника «Алиса» Ксения Буржская рассказала мне, что в теории искусственный интеллект можно научить не только «думать», но и «чувствовать». Это утверждение лежит в основе второй части ее романа «Пути сообщения».

Хочу сходить, да все не хватает времени… на «Оппенгеймера». Знаю, что посмотрю обязательно, потому что это комбо Нолана и Оппенгеймера, которое нельзя пропустить, но вопросы «когда» и «куда» остаются открытыми. В наше время формы условного досуга находятся в жесткой конкуренции, а какие-то вещи и вовсе труднодоступны.

Не могу представить свою жизнь без… книг. Именно поэтому последние 22 года моей жизни так или иначе связаны с литературой.

Стараюсь никогда не делать… того, за что будет стыдно перед друзьями и коллегами. В последнее время в стрессовых ситуациях стараюсь никогда не принимать решений и не действовать на эмоциях. Всегда даю себе время включить рацио или хотя бы его подобие. В мире слишком много хаоса, чтобы дополнительно его множить.

И не люблю, когда другие делают… что-либо, как говорится, «на отвяжись». Если бы все старались делать свое дело качественно и отвечая за результат, многое в жизни было бы гораздо проще и лучше.

Я считаю снобами тех, кто… судит о предмете, имея о нем весьма приблизительное представление. Как правило, интерес к разговору о литературе у меня пропадает сразу, если собеседник начинает фразу «современную литературу я не читаю, потому что она вся…»

А сама я сноб, потому что… у меня примерно такое же изначальное отношение к некоторым явлениям современного литературного процесса вроде фанфиков и историй о попаданцах. Тот случай, когда, может, и можно было бы перебороть, но, к сожалению, не хочется.

Меня раздражает, когда… черное настойчиво пытаются выдать за белое. В крайнем случае — за светло-серое.

Когда хочу поднять себе настроение, я… встречаюсь с друзьями или пересматриваю любимые сериалы вроде «Дживса и Вустера», «Шерлока» или «Холистического детективного агентства Дирка Джентли».

Я стараюсь следить за… литературными фестивалями и кинопремьерами. Хотя редко успеваю их смотреть, но читаю о них регулярно.

Мечтаю о поездке в… Ирландию. Не была там почти 15 лет. Страна поразила своей ни на что не похожей красотой, литературоцентричностью и интересом к музыке.

Город в России, куда я люблю возвращаться, — это… Владивосток. Он совсем не похожий на Москву и полон неповторимого очарования. Была там неоднократно, и всегда это восторг от природной мощи: моря, сопок, тумана, внезапно налетающих тайфунов, дикости мыса Тобизина и многого другого.

На премию «Сделано в России» я бы номинировала… книгу Павла Пепперштейна «Бархатная кибитка», которая посвящена феномену детства и особенному детскому взгляду на мир. Взгляд ребенка на двойственный мир советской официальной культуры и андеграунда, к которым одновременно принадлежали его родители — художник Виктор Пивоваров и писательница Ирина Пивоварова.