Дмитрий Артамонов: Проблема, закопанная в землю. О мусорном коллапсе в Подмосковье
Как в России решают проблему с мусором? Его просто закапывают в землю. Ситуация, когда жители городов, где расположены свалки, бунтуют против дурнопахнущих полигонов — не новая. В регионах так обстоят дела уже пару десятилетий, и на протяжении этого времени ничего не было сделано для того, чтобы перейти к другому способу.
В 2017 году проблема появилась в медиапространстве. Этому способствовал президент — закрытие полигона ТБО в Балашихе спровоцировало общественную дискуссию и интерес к теме. Тем не менее, ситуация только ухудшилась — своим внезапным красивым жестом Путин сорвал плановое закрытие полигонов в Подмосковье (на данный момент закрыты 24 из 39). Из-за того, что свалка в Балашихе закрылась неожиданно (власти Подмосковья планировали закрыть ее к 2020 году), нагрузка на оставшиеся полигоны увеличилась внепланово. Еще этот жест продемонстрировал важную вещь: если президент лично закрывает свалку, то значит, система не работает. Впрочем, что она не работает, было известно и до этой истории.
Закрытие свалок не уменьшает количества отходов. Москва производит очень много мусора, соответственно, вокруг нее выросло кольцо свалок в Подмосковье. Свалок — несмотря на рапорты о закрытии полигонов (потому что уместнее говорить о квадратных метрах, а не количестве самих полигонов) — становится больше и больше, потому что мусора становится больше. Так что вместе с мусором в землю закапывают и решение проблемы.
Мы часто говорим о раздельном сборе и переработке мусора. Это необходимо, но важно понимать, что это раздельный сбор — это реакция, потому что мусор уже существует
Заявлено, что вместо закрытых полигонов будут строить мусоросжигательные заводы. Но это не выход. Во-первых, не построят столько заводов, чтобы охватить даже половину производимого Москвой мусора. Во-вторых, от мусора остается зола — 30 процентов от изначального объема, и ее тоже нужно куда-то деть. При этом зола считается особенно вредным веществом, и ее утилизация требует огромных затрат. Кроме того, этот процесс несет больше рисков для природы и здоровья людей.
Что делать? Мы часто говорим о раздельном сборе и переработке мусора. Это необходимо, но важно понимать, что это раздельный сбор — это тоже реакция, потому что мусор уже существует. Помимо переработки, необходимо предотвращать образование отходов. Значительная часть отходов — пластик, который разлагается сотни лет. Даже когда свалка будет рекультивирована, он будет долгие годы отравлять природу. Необходимо уходить от одноразовых пластиковых вещей, заменяя их на многоразовые. Сейчас это вопрос выбора и осознанности для каждого человека. Власть также должна постепенно ограничивать потребление пластика. Сейчас он запрещен как во многих развитых странах, так и в достаточно бедных африканских государствах. Недавно решение об ограничении продажи пакетов принял Узбекистан.