На улице жара под тридцать градусов. Летают слепни и мошкара. Звонят колокола белокаменного Тобольского кремля, а на Красной площади идет репетиция спектакля-концерта «Евгений Онегин. Лирические отступления». Выстроена огромная сцена под открытым небом, способная вместить Тюменский филармонический оркестр, стоят 3000 выкрашенных в патриотические цвета кресел (белый, синий, красный), идет подготовка к вечернему концерту — главному событию фестиваля.

«Театр наций FEST», придуманный Евгением Мироновым четыре года назад для развития связей с региональными театрами, уже во второй раз проходит в бывшей столице Сибири, ныне провинциальном городе Тобольске с населением менее ста тысяч человек. В 2016 году его программа уместилась всего в два дня и ограничилась показами легендарного спектакля Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» и фильмом «Синдром Петрушки» Елены Хазановой.

Совсем иной масштаб в этом году. Фестиваль шел 10 дней — с 27 июня по 7 июля — и охватил не только Тобольск: открытие прошло в Тюмени, где выступил Дмитрий Сердюк, читавший зрителям Бродского («Наше всё... Бродский. Лица необщим выраженьем»). В тобольской же программе теперь не только спектакли Театра наций («Осторожно, эльфы» и «Живые картины»), но и экспериментальная постановка «Злачные пажити» новосибирского театра «Старый дом», и даже Александр Цыпкин с его «БеспринцЫпными чтениями». Есть в афише и детские спектакли, и мастер-классы для детей, и творческие встречи, и концерты.

В 2017 году Театр наций устраивал в Тобольске фестиваль театров малых городов, а значит, есть все основания полагать, что город станет еще одним региональным культурным центром.

Тобольский зритель, жадный до искусства (в городе всего один театр — Тобольский государственный имени П. П. Ершова) и не избалованный новомодными постановками, но явно стремящийся к ним приобщиться, тем не менее далеко не все встречает одобрением и восторгами. К «Злачным пажитям» (спектакль вошел в этом году в программу «Золотая маска плюс») по рассказам Анны Старобинец он оказался не готов. «Русский Стивен Кинг», как часто называют писательницу, в постановке режиссера и актрисы «Гоголь-центра» Юлии Ауг показался зрителю чересчур экстравагантным и жестким. Тема лжерелигии, веры и безверия, возможного превращения человека в оцифрованное, роботоподобное существо не пришлась тут ко двору.

Но организаторы относятся к подобным реакциям спокойно. По мнению Евгения Миронова, это в порядке вещей: миссия проекта как раз в том и состоит, чтобы постепенно приобщать зрителя к новому театральному языку.

Частичный неуспех «лирического хоррора» по рассказам Анны Старобинец был полностью компенсирован триумфальным представлением по «Евгению Онегину» (режиссер Марина Брусникина). Я глазам своим не поверила, когда увидела, какая очередь выстроилась на вход. Спектакль, планировавшийся сильно загодя, случайно совпал по времени с трансляцией матча чемпионата мира по футболу Россия — Испания. Надо отдать должное многим тобольцам и тем, кто приехал сюда из других близлежащих и отдаленных городов: они пожертвовали футболом и  заполнили трехтысячный зал полностью. И никто не был в обиде на некоторых болельщиков, изредка подглядывающих в телефон, где можно было узнать результат матча на данную минуту.

По словам жителей города, никогда еще одновременно к ним не съезжалось столько знаменитостей. На сцене — Евгений Миронов, Мария Миронова, Игорь Верник, Елизавета Боярская, Авангард Леонтьев, Ольга Остроумова, Василий Михайлов. Читают отрывки из «Евгения Онегина», следуя хронологии романа. Кто-то за автора, кто-то за главного героя, скажем, Лиза Боярская и Мария Миронова — от лица Татьяны, а Ольга Остроумова — от лица матери Лариной. Чтение чередуется музыкальными вставками. Тюменский филармонический оркестр исполняет музыку Чайковского, Свиридова, Прокофьева. Солнце плавно садится за сценой.

Провожали актеров и музыкантов овациями. Такого единения зрительного зала и исполнителей я не видела давно.

Евгений Миронов пожелал победы в этот день и Пушкину, и нашим футболистам. Так и случилось. Победили все. Артисты, зрители, наша сборная. А еще победили добрые начинания благотворительного фонда «Артист», усилиями которого был создан этот спектакль (ранее он уже был показан в Питере в Александринском театре, в Большом театре в Москве и в Саратове). Все средства, собранные на этом представлении, предназначены подопечным фонда — пожилым актерам, живущим в Тюмени и Тобольске.