Фото: Дмитрий Рогачев
Фото: Дмитрий Рогачев

В сентябре 2016 года на специально построенном демонстрационном стенде около входа на территорию ВДНХ были установлены два вагона поезда метро «Москва». Организаторы не ожидали такого ажиотажа и были вынуждены пускать людей небольшими группами. Вагоны модели 81-765 были эволюционным развитием прошлых поездов «Ока», которые курсируют по Калининской, Солнцевской и Серпуховско-Тимирязевской линиям.

С того момента прошло два года. Новые составы перевозят пассажиров по Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской и Филевской линиям. Поезд продолжает модифицироваться быстрыми темпами: в городе уже можно встретить вторую версию «Москвы», а на горизонте появляется «Проект 2020» — следующий поезд для московского метро. Оправдались ли ожидания москвичей по новому поезду, или реальность оказалась иной?

Самое заметное отличие поездов «Москва» от всех предшественников — появление сквозного прохода между вагонами. Об этом удобстве москвичи рассказывали друг другу еще много лет назад, возвращаясь из путешествий по странам Европы и Азии. В России сквозной проход появился только между отдельными частями вагонов поезда «Русич». Что-то большее встречало перед собой барьер в виде правил техники безопасности, оставшихся со времен СССР. Согласно этим правилам, в случае чрезвычайных происшествий при разделении вагонов пострадает меньшее количество людей. Примечательно, что преодолеть этот барьер помогла соседняя постсоветская республика — Азербайджан. Для Бакинского метрополитена были выпущены поезда «Ока» со сквозным проходом. После тестовой эксплуатации эти поезда вернулись в Москву и вышли на линии. Сейчас сложно встретить состав «Москва», в котором не было бы людей, переходящих из вагона в вагон. Это добавило не только удобства, но и безопасности. На конечных больше не встретить перебегающих из вагона в вагон до его отправления.

Вторым заметным отличием стало увеличение количества информации в вагоне. Пассажиров уже не удивить бегущей строкой в вагоне поезда, но двуязычная информация на маленьких табло читалась с трудом. Наиболее удобным расположением указателей стало пространство над дверью. Скажете, в этом нет ничего нового? Я отвечу «да» и напомню, что в старых поездах наклейки со всеми станциями линии перенесли в пространство над дверьми всего пару лет назад. До этого информация обо всей линии висела над окнами. В «Москве» над табло появилась целая информационная система: бегущая строка с ярким большим шрифтом и схема линии с цветовой индикацией. Вместе со световыми полосами, предупреждающими об открытии и закрытии дверей, они стали очень яркими пятнами, что понравилось далеко не всем пассажирам. Во второй версии состава наддверные бегущие строки заменили на большие экраны с равномерной подсветкой, но количество информации на них значительно уменьшилось. Например, пассажир до сих пор может узнать о конечной станции этого поезда только из табло на головном вагоне или из голосовых объявлений. На интерактивных экранах до сих пор есть только схема метро, и ничего больше. Возможности позволяют показывать оперативную информацию о закрытии участков, переходы между станциями и на МЦК, карту расположения остановок общественного транспорта. Но, к сожалению, пока всего этого нет.

Наибольшие споры вызывает то, что было задумано ради комфорта пассажиров. Вопросы о необходимости вертикальных поручней напротив дверей, расположении сидений и наличии мест для опоры стоящих пассажиров вызывают горячие споры. Это посерьезнее, чем борьба тех, кому жарко в автобусе, с теми, кому дует из форточки. Можно долго рассуждать о плюсах и минусах наличия вертикальных поручней напротив широких дверей, но статистика внесла свои коррективы. На фиолетовой ветке метро при отсутствии поручней посадка пассажиров в пиковые часы проходит на пару секунд быстрее. Мелочь, а при жестком графике движения поездов и огромной загрузке влияет на движение поездов и вынужденную стоянку в тоннелях. На голубой линии пассажиров меньше, посадка и высадка при наличии поручня не сказываются на графике. Здесь даже сидения в головных вагонах поставили не вдоль вагона, а поперек. Самый необычный эксперимент, подходящий для наземной линии, неожиданно прижился.

Интересное наблюдение: места около межвагонного прохода становятся популярными у людей с багажом и у курьеров. Большие сумки все реже ставят около дверей. Молодые мамы иногда ставят туда коляски, чтобы не мешать проходу других пассажиров. В вагоне каждый находит для себя место.  

В целом, можно смело назвать «Москву» успешным поездом. Широкие проходы, тишина в вагоне, вариативность оформления салона, постепенное развитие информационной системы — все это делает поездку комфортнее. Всем угодить не получится, но иметь возможность оперативно менять конструкцию салона — одна из явных удач. Посмотрим, какой вариант будет у поездов «Москва» на новой Некрасовской (ранее — Кожуховской) линии, первый участок которой планируется открыть до конца 2018 года.