Преодолеть пропасть: как научные соцсети сближают ученых всего мира
Необходимость преодоления технологического отставания вынудила российские власти в уходящем году повернуться лицом к науке. Впервые в истории новой России наука из изгоя превратилась в «национальный проект», целью которого провозглашаетсявхождение страны в пятерку ведущих научных стран по приоритетным областям науки, создание научно-образовательных центров мирового уровня и крупной исследовательской инфраструктуры. Добиться этого предполагается с помощью частного капитала: если сегодня доля государства в финансировании научных исследований составляет 67%, а бизнеса 33%, то нацпроект предполагает достичь хотя бы паритета в этих показателях.
Между тем одним лишь финансированием невозможно в наши дни обеспечить научный прорыв. Ключевой проблемой, без которой не выполнить такие амбициозные планы, является доступ российских ученых к глобальной научной информации. И дело здесь не только и не столько в деньгах. Хотя, по правде говоря, средств для подписки на научные издания выделяется вроде бы немало: за 2016–2017 годы, к примеру, Минобрнауки потратило на это почти миллиард рублей. Проблема в другом: весь мировой рынок научной информации фактически монополизирован «большой пятеркой» крупных издательских домов (Elsevier, Wiley, Taylor & Francis, Sage и Springer). А это значит, что цена подписки на большинство изданий, мягко говоря, неадекватна возможностям ученых и тем более студентов. Многие из специалистов рассказывали «Снобу», что за доступ всего к одной статье приходится платить от 30 до 40 долларов. И это при том, что для написания обычной кандидатской диссертации таких статей нужно прочитать несколько сотен! Не лучше обстоит дело и с публикациями результатов собственных исследований: чтобы увидеть свою фамилию в авторитетных мировых изданиях, ученые вынуждены годами ждать рецензии от «светил» в своей сфере, поскольку эти самые «светила» попросту не имеют никакой мотивации для рецензирования (впрочем, это касается не только специалистов из России). По некоторым данным, стоимость подготовки статьи для публикации в зарубежном журнале обходится российским ученым в 1000-3000 долларов.
Итог неутешителен: по словам замглавы Минобрнауки Григория Трубникова, по числу статей в ведущих международных базах данных мы находимся на 11-м месте (около 80 тысяч статей в год, 2–3% от мирового объема). По числу патентов Россия – на 8-м месте (около 50 тысяч в год), также на 8-м месте — по объему внутренних затрат на исследования и разработки (около 1 трлн рублей) и на 4-м месте — по числу самих исследователей (около 365 тысяч человек, или 111 человек на 10 тысяч экономически занятого населения). Для сравнения: доля американцев в публикациях превышает 25%.
Каким может быть выход из этой ситуации? На Западе уже давно увидели его в создании социальных сетей для научного сообщества. Например, в 2008 году практически одновременно появились два ресурса: Academia.edu и ResearchGate. Стартапы оказались успешными: на данный момент число пользователей ResearchGate превысило 15 миллионов человек, а Academia.edu — 70 миллионов. Разница объясняется просто. Для участия в первом ресурсе необходимо подтверждение своей научной квалификации (к примеру, работать в каком-то вузе или научной лаборатории). Academia.edu придерживается более демократичных подходов: чтобы получить доступ к ее базам и возможностям коммуникации, достаточно просто объявить себя «исследователем». В остальном принципы устройства этих сетей во многом схожи.
Так, например, в Academia.edu пользователь может завести собственную страницу, размещать свои статьи (их число измеряется уже десятками миллионов), «френдиться» с любыми коллегами из самых разных стран, устраивать диспуты и обсуждения, публиковать посты об исследованиях. Решается здесь и пресловутая проблема рецензирования: любая рецензия повышает статус пользователя и позволяет рейтинговать собственные статьи. Кстати, возможность «массового рецензирования» многими пользователями считается особой «фишкой» именно Academia.edu. Каждый текст получает рейтинг в соответствии со средней оценкой читателей, исследователю также доступна статистика о том, сколько человек прочитали или скачали его статью. Существует также функция «социального рецензирования»: сеть показывает каждому только статьи, рекомендованные «френдами», позволяя таким образом не выходить из зоны его научных интересов.
Но, пожалуй, главное — такая сеть позволяет организовать систему научной коммуникации, которая, по самым разным причинам, осталась в мировом научном сообществе на уровне XIX века. Научное комьюнити достаточно замкнуто, если не сказать элитарно. Ученые зачастую не в курсе того, что в мире (и даже в их собственной стране!) есть коллеги, исследующие ту же самую тему. Любой пользователь (и это особенно актуально для российских ученых, подчас варящихся в собственном соку в силу как внутренних, так и внешних причин) может легко найти нужные публикации практически по любой тематике, а также коллег в любой точке земного шара. Мгновенный контакт с другими исследователями позволяет не только вступить с ними в переписку, но и найти себе научного руководителя (что особенно актуально для студентов или аспирантов), организовать дискуссию на интересующую тему в любой отрасли научных знаний, привлечь к ней «грандов» научной мысли (к примеру, среди пользователей ResearchGate — 68 нобелевских лауреатов). Есть специальные рекомендации для тех, у кого пока нет «френдов» из научного мира — с кем из коллег можно начать общение с нуля. Требование для участников только одно: свободное владение английским и публикация собственных статей исключительно на английском языке.
Поиск единомышленников — одна из главных задач научных соцсетей, и они, похоже, справляются с ней достаточно успешно. Та же Academia.edu имеет ежемесячно 31 миллион уникальных пользователей, что позволяет ей успешно монетизировать проект. Бизнес-составляющей научных соцсетей заинтересовались многие известные предприниматели. Так, Билл Гейтс инвестировал в ResearchGate 35 млн долларов. А у проекта Academia.edu есть инвесторы из России: сооснователь SDVentures Дмитрий Волков вложил в него 1 млн долларов, полагая, что этот рынок ждет настоящая революция, подобная той, что случилась в других сферах в последние десятилетия.
Конечно, говорить о том, что развитие научных соцсетей идет без проблем, пока рано. Ученые по природе своей — люди достаточно консервативные, с опаской воспринимающие все новое и необычное вне рамок своей непосредственной деятельности. Как рассказал «Снобу» гендиректор научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» Дмитрий Семячкин, многих настораживает коммерческая составляющая соцсетей, хотя она практически сведена к минимуму: в той же Academia.edu есть премиум-подписка за 99 долларов в год, дающая приоритеты в поиске, статистике и отключающая рекламу на сайте по желанию пользователя. Есть недоверие к этим ресурсам и со стороны крупнейших ученых мира, пока фактически их игнорирующих. Тем не менее у научных соцсетей есть хорошие перспективы, связанные с интересом к контенту со стороны не только ученых: ведь как ни крути, а качество размещенной там информации на порядок выше, чем в «народных энциклопедиях» интернета.