Top.Mail.Ru

Преодолеть пропасть: как научные соцсети сближают ученых всего мира

Партнерский материал

Проблема коммуникации — главный тормоз развития науки в XXI веке, причем не только в России. Решить ее пытаются специализированные социальные сети. Для российского комьюнити ученых это может стать шансом вырваться из изоляции страны и обеспечить ей технологический прорыв. «Сноб» совместно с компанией SDVentures попытались разобраться в том, насколько эффективным является этот инструмент для науки

24 Декабрь 2018 16:21

Забрать себе

Фото: Elena Koycheva

Необходимость преодоления технологического отставания вынудила российские власти в уходящем году повернуться лицом к науке. Впервые в истории новой России наука из изгоя превратилась в «национальный проект», целью которого провозглашается вхождение страны в пятерку ведущих научных стран по приоритетным областям науки, создание научно-образовательных центров мирового уровня и крупной исследовательской инфраструктуры. Добиться этого предполагается с помощью частного капитала: если сегодня доля государства в финансировании научных исследований составляет 67%, а бизнеса 33%, то нацпроект предполагает достичь хотя бы паритета в этих показателях.

Между тем одним лишь финансированием невозможно в наши дни обеспечить научный прорыв. Ключевой проблемой, без которой не выполнить такие амбициозные планы, является доступ российских ученых к глобальной научной информации. И дело здесь не только и не столько в деньгах. Хотя, по правде говоря, средств для подписки на научные издания выделяется вроде бы немало: за 2016–2017 годы, к примеру, Минобрнауки потратило на это почти миллиард рублей. Проблема в другом: весь мировой рынок научной информации фактически монополизирован «большой пятеркой» крупных издательских домов (Elsevier, Wiley, Taylor & Francis, Sage и Springer). А это значит, что цена подписки на большинство изданий, мягко говоря, неадекватна возможностям ученых и тем более студентов. Многие из специалистов рассказывали «Снобу», что за доступ всего к одной статье приходится платить от 30 до 40 долларов. И это при том, что для написания обычной кандидатской диссертации таких статей нужно прочитать несколько сотен! Не лучше обстоит дело и с публикациями результатов собственных исследований: чтобы увидеть свою фамилию в авторитетных мировых изданиях, ученые вынуждены годами ждать рецензии от «светил» в своей сфере, поскольку эти самые «светила» попросту не имеют никакой мотивации для рецензирования (впрочем, это касается не только специалистов из России). По некоторым данным, стоимость подготовки статьи для публикации в зарубежном журнале обходится российским ученым в 1000-3000 долларов.

Итог неутешителен: по словам замглавы Минобрнауки Григория Трубникова, по числу статей в ведущих международных базах данных мы находимся на 11-м месте (около 80 тысяч статей в год, 2–3% от мирового объема). По числу патентов Россия – на 8-м месте (около 50 тысяч в год), также на 8-м месте — по объему внутренних затрат на исследования и разработки (около 1 трлн рублей) и на 4-м месте — по числу самих исследователей (около 365 тысяч человек, или 111 человек на 10 тысяч экономически занятого населения). Для сравнения: доля американцев в публикациях превышает 25%.

Каким может быть выход из этой ситуации? На Западе уже давно увидели его в создании социальных сетей для научного сообщества. Например, в 2008 году практически одновременно появились два ресурса: Academia.edu и ResearchGate. Стартапы оказались успешными: на данный момент число пользователей ResearchGate превысило 15 миллионов человек, а Academia.edu — 70 миллионов. Разница объясняется просто. Для участия в первом ресурсе необходимо подтверждение своей научной квалификации (к примеру, работать в каком-то вузе или научной лаборатории). Academia.edu придерживается более демократичных подходов: чтобы получить доступ к ее базам и возможностям коммуникации, достаточно просто объявить себя «исследователем». В остальном принципы устройства этих сетей во многом схожи.

Так, например, в Academia.edu пользователь может завести собственную страницу, размещать свои статьи (их число измеряется уже десятками миллионов), «френдиться» с любыми коллегами из самых разных стран, устраивать диспуты и обсуждения, публиковать посты об исследованиях. Решается здесь и пресловутая проблема рецензирования: любая рецензия повышает статус пользователя и позволяет рейтинговать собственные статьи. Кстати, возможность «массового рецензирования» многими пользователями считается особой «фишкой» именно Academia.edu. Каждый текст получает рейтинг в соответствии со средней оценкой читателей, исследователю также доступна статистика о том, сколько человек прочитали или скачали его статью. Существует также функция «социального рецензирования»: сеть показывает каждому только статьи, рекомендованные «френдами», позволяя таким образом не выходить из зоны его научных интересов.

Но, пожалуй, главное — такая сеть позволяет организовать систему научной коммуникации, которая, по самым разным причинам, осталась в мировом научном сообществе на уровне XIX века. Научное комьюнити достаточно замкнуто, если не сказать элитарно. Ученые зачастую не в курсе того, что в мире (и даже в их собственной стране!) есть коллеги, исследующие ту же самую тему. Любой пользователь (и это особенно актуально для российских ученых, подчас варящихся в собственном соку в силу как внутренних, так и внешних причин) может легко найти нужные публикации практически по любой тематике, а также коллег в любой точке земного шара. Мгновенный контакт с другими исследователями позволяет не только вступить с ними в переписку, но и найти себе научного руководителя (что особенно актуально для студентов или аспирантов), организовать дискуссию на интересующую тему в любой отрасли научных знаний, привлечь к ней «грандов» научной мысли (к примеру, среди пользователей ResearchGate — 68 нобелевских лауреатов). Есть специальные рекомендации для тех, у кого пока нет «френдов» из научного мира — с кем из коллег можно начать общение с нуля. Требование для участников только одно: свободное владение английским и публикация собственных статей исключительно на английском языке.

Поиск единомышленников — одна из главных задач научных соцсетей, и они, похоже, справляются с ней достаточно успешно. Та же Academia.edu имеет ежемесячно 31 миллион уникальных пользователей, что позволяет ей успешно монетизировать проект. Бизнес-составляющей научных соцсетей заинтересовались многие известные предприниматели. Так, Билл Гейтс инвестировал в ResearchGate 35 млн долларов. А у проекта Academia.edu есть инвесторы из России: сооснователь SDVentures Дмитрий Волков вложил в него 1 млн долларов, полагая, что этот рынок ждет настоящая революция, подобная той, что случилась в других сферах в последние десятилетия.

Конечно, говорить о том, что развитие научных соцсетей идет без проблем, пока рано. Ученые по природе своей — люди достаточно консервативные, с опаской воспринимающие все новое и необычное вне рамок своей непосредственной деятельности. Как рассказал «Снобу» гендиректор научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» Дмитрий Семячкин, многих настораживает коммерческая составляющая соцсетей, хотя она практически сведена к минимуму: в той же Academia.edu есть премиум-подписка за 99 долларов в год, дающая приоритеты в поиске, статистике и отключающая рекламу на сайте по желанию пользователя. Есть недоверие к этим ресурсам и со стороны крупнейших ученых мира, пока фактически их игнорирующих. Тем не менее у научных соцсетей есть хорошие перспективы, связанные с интересом к контенту со стороны не только ученых: ведь как ни крути, а качество размещенной там информации на порядок выше, чем в «народных энциклопедиях» интернета.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

«Сноб» узнал из первых уст, как у наших студентов складывается жизнь и учеба за границей
Нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук Татьяна Черниговская прочитала для проекта «Сноб. Диалоги» лекцию «Как интернет изменил наш мозг»
Шесть лет назад, 14 августа 2012 года, от нас ушел академик Сергей Капица. «Сноб» публикует одну из его последних статей