Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Режиссер Яна Тумина:Реальность, которая превращается в сказку, близка мне с детства

В Театре на Таганке прошла премьера спектакля «Эффект Гофмана». Режиссер Яна Тумина рассказала «Снобу» о новой постановке, победе на премии «Золотая маска» и особенностях своего театрального стиля
28 января 2019 14:00
Яна Тумина Фото: Алексей Данилов


Ɔ. Ваш новый спектакль посвящен жизни и творчеству немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Почему вы выбрали эту тему?

Работать с биографией не менее увлекательно, чем ставить пьесы. Больше свободы. Мне нравится погружаться в судьбу интересного человека, это очень вдохновляет. У меня есть спектакль «Я Басе». Это не совсем биография, но там прослеживается тема странствующего поэта. Сейчас мы со студентами института сценических искусств работаем над постановкой о Гансе Христиане Андерсене. Гофман стал продолжением этой «биографической» серии. На мое восприятие мира очень повлиял отец. Он был художником. И именно он прочел мне в детстве «Песочного человека» и «Житейские воззрения кота Мурра». Поэтому гофманиана и реальность, которая преломляется и становится сказочной, близка мне с детства. 


Ɔ. Что это будет за спектакль?

Это фантасмагория. Мы рассматриваем день рождения Гофмана как последний день его жизни, исследуем ощущения человека перед смертью и некую эйфорию, свойственную этому моменту. Спектакль в чем-то перекликается со сценарием Тарковского к фильму «Гофманиана», который так и не был снят. Однако там Гофман показан умирающим, я же решила создать на сцене ретроспективу, устроив мистическое и одновременно ироничное зрелище.

Самое главное — в постановке не будет буквально сыгранных сюжетов из сказок, хотя практически все тексты, которые прозвучат, — это фрагменты из произведений, писем и дневников Гофмана. Мне нравится, когда люди сами решают, как интерпретировать сюжет, действия и образы на сцене. Для тех, кто читал произведения Гофмана, образ человека в пальто, из карманов которого сыпется песок, будет узнаваем. Ну а для остальных это будет интригой, и, возможно, у них появится желание открыть книгу и заглянуть в этот удивительный мир. 


Ɔ. Просветительский посыл в постановках важен для вас?

Если получится подтолкнуть зрителя к тому, что он захочет узнать больше о Гофмане, я буду только рада. К примеру, после спектакля «Я Басе» ко мне подходили люди и говорили, что раньше ничего не знали о хокку, а теперь с упоением их читают. Но я не создаю спектакли с какой-то просветительской целью. Идеи постановок появляются достаточно спонтанно. Из случайного разговора, совпадения или непосредственной мизансцены. Всегда по-разному. А просветительский посыл возникает скорее в результате работы с темой — сам собой, без пафоса. 


Ɔ. Долгое время вы были актрисой и преподавали, и уже после стали режиссером. Актерский опыт как-то повлиял на ваш режиссерский стиль?

Я начала преподавать, как только получила актерский диплом и поступила в аспирантуру. К тому времени я уже была актрисой в инженерном театре «АХЕ», и это был осознанный выбор: пойти не в репертуарный театр, а оказаться в безумном авангарде среди художников и инженеров. Мы много ездили по различным фестивалям: создавали разные проекты, осваивали площадки и технологии, и обучение режиссуре и театральным тонкостям шло на практике. Мы могли приехать на заброшенную фабрику и в течение десяти дней из ничего создать там театр с декорациями из подручных материалов.

Что касается преподавания, то я занимаюсь этим уже 22 года, и мне очень нравится. Я получаю мощное вдохновение от процесса. Общение с молодым поколением заряжает меня энергией и помогает постоянно обновляться и по-новому соотноситься с традициями. Хотя к инновационным технологиям в театре я отношусь немного настороженно, предпочитаю рукотворный труд. Вообще я бы сказала, что мой стиль — это театр художника, в котором размыты границы между перформансом, драматическим и кукольным театром. И в каждом спектакле важно найти подходящий плавный переход одного жанра в другой. Кроме того, для меня первостепенна поэтика постановки, а не ее реализм. 


Ɔ. Вы трижды становились лауреатом «Золотой маски». В 2003 году — в составе группы «АХЕ» со спектаклем Sine Loco, в 2017-м — с «Колиным сочинением» и в 2018-м — со спектаклем «Упсала-цирка» «Я Басе». Что изменилось после получения наград?

Спектакль Sine Loco мы с театром «АХЕ» поставили в Германии. Это был абсолютно маргинальный проект: немецкие актеры, старая фабрика, критский эпос и 80 зрителей на платформе, движущейся по рельсам. Когда нам предложили в качестве номинантов показать постановку на премии, мы были в шоке. Все это время мы делали театр в Европе, в России нас мало кто знал. «Золотая маска» легализовала нас, и мы сразу это почувствовали. Нас стали звать на интервью, приглашать театры и режиссеры, наши фото появились на обложках журналов. Я поняла, что «Золотая маска» — ключ ко всем театральным дверям, и когда ты становишься лауреатом, у тебя появляются возможности и статус. Речь даже не о каком-то медийном признании. Статус, который определяет «Золотая маска», помогает быстрее находить финансирование для проектов, приходить в театр и самим предлагать конкретную постановку. Говоря проще, появляется много работы. Это особенно важно для женщины-режиссера. 


Ɔ. Почему?

В России женщины в искусстве тратят намного больше сил и времени, чтобы завоевать признание. Знакомые коллеги и актеры могут уважать тебя и считать авторитетом, но в новой команде или театре приходится заново что-то доказывать, обозначать границы. Когда у тебя есть самая известная театральная премия в стране, ты больше не тратишь время на доказательства.

Премьера спектакля «Эффект Гофмана» режиссера Яны Туминой прошла 27 января в Театре на Таганке. Следующий показ состоится 27 февраля.

Беседовала Саша Чернякова

Поддержать лого сноб
1 комментарий
Гузель Хуснуллина (Махортова)

Великолепное погружение в пограничный мир гения, созданный из слов, символов, музыки. Деликатно. Глубоко. Стильно. 

Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В феврале Zaz выступит с концертами в Москве и Петербурге. Певица рассказала «Снобу» о новом альбоме, отношении к политике и роли путешествий в жизни и творчестве
Сергей Соловьев открывает в Москве театр-студию «САС». Режиссер рассказал «Снобу», каким будет репертуар нового театра, что не так с российским кинематографом и как ставить эксперименты на сцене, не нарушая классических театральных традиций
Полтора года назад создатель легендарной группы «Ноль» эмигрировал в США в связи с внесением «Свидетелей Иеговы» в число экстремистских организаций. «Сноб» связался с Чистяковым и выяснил, как ему живется в Нью-Йорке и не думает ли он вернуться в Россию