Все новости

Редакционный материал

Островский в Карелии.

Гастроли «Золотой Маски» в Петрозаводске и Костомукше

«Золотая Маска» продолжает путешествие по России. Артисты московского РАМТа привезли в Карелию спектакль «Свои люди — сочтемся». Вместе с ними в Петрозаводск и Костомукшу отправился «Сноб», чтобы своими глазами увидеть местные театры и знаменитые карельские березы

30 Сентябрь 2019 12:10

Спектакль «Свои люди – сочтемся» Фото: Анна Ульянова

Артисты РАМТа уже дважды приезжали в Карелию в рамках гастролей «Золотой Маски»: в 2016 году со спектаклем «Кот стыда» по пьесам современных драматургов и в 2017-м с постановкой «Лада, или Радость» по одноименной повести Тимура Кибирова. На этот раз театр привез в Петрозаводск и Костомукшу классику — «Свои люди — сочтемся» в постановке Егора Равинского.

В Петрозаводске труппа РАМТа отправилась в заповедник «Кивач», чтобы воочию увидеть красоту северной природы и вдохновиться перед спектаклем. Несмотря на холод, артисты с удовольствием прогулялись по лесу, где растут уникальные деревья — «танцующие» карельские березы, названные так из-за особой изогнутой формы ствола, и старейшие сосны, некоторым из которых уже почти 500 лет. Но главное впечатление от «Кивача» — это одноименный водопад, рядом с которым артисты РАМТа провели добрых 40 минут, любуясь и фотографируясь на фоне «снежной горы», как называют водопад местные жители. «В заповеднике очень хорошо — тихо, спокойно. Нет суеты, от которой устаешь в городе. В Москве не удается так отдохнуть, а тут можно перезагрузиться — и это очень важно перед спектаклем», — поделилась впечатлением от прогулки исполнительница роли Липочки Дарья Семенова.

Дарья Семенова Фото: Анна Ульянова

Музыкальный театр Республики Карелия уже не первый год принимает спектакли «Золотой Маски» на своей сцене: первый региональный проект фестиваля состоялся в Петрозаводске в 2010 году. О значении этого сотрудничества для культурной жизни города рассказывает директор театра Елена Ларионова: «В первую очередь показы “Золотой Маски” важны для нас, поскольку воспитывают нашу публику. К тому же встреча театра с новым зрителем — это ведь всегда очень интересно не только для людей, пришедших на спектакль, но и для артистов, встречающих незнакомую аудиторию».

В исполнении артистов РАМТа комедия Островского выглядит ничуть не старомодно. Кажется, весь зрительный зал хорошо понимает проблемы героев пьесы, которой в этом году исполняется 170 лет. «Зрители принимают очень хорошо, — говорит Дарья Семенова, — несмотря на то что это очень сложный для восприятия спектакль: он большой, много текста — старого, классического, — мы ведь ничего не меняли, говорим так, как у Островского, на языке XIX века. И зритель смотрит больше трех часов, а это очень тяжело».

Анна Ковалева Фото: Анна Ульянова

По-настоящему особыми эти гастроли стали для актрисы РАМТа Анны Ковалевой, исполняющей в спектакле роль Аграфены Кондратьевны Большовой: «В Петрозаводске познакомились мои бабушка с дедушкой. Дедушка был финн. Он был актером-самоучкой, когда приехал в Петрозаводск, поступил в труппу Национального театра Карелии, где мы сегодня играем спектакль. Сегодня, спустя 40 лет после его смерти я выхожу на ту же сцену, где он играл почти полвека».

После показов в Петрозаводске артисты отправились на север, в сторону финской границы, в небольшой город Костомукша. Он был построен при одном из крупнейших железорудных месторождений в России. По приезде артисты отправились взглянуть на местный Гранд-Каньон — огромный карьер, который разрабатывает предприятие «Карельский окатыш» компании «Северсталь», многолетнего партнера проектов «Золотой Маски».

Карьер глубиной 330 метров производит большое впечатление: гигантское ущелье, по которому ездят самосвалы и джипы. «У БелАЗа одно колесо — три метра в диаметре, а вон те экскаваторы высотой с девятиэтажный дом», — говорит нам инструктор. Но со смотровой площадки все эти машины выглядят игрушечными.

После экскурсии по карьеру артисты встретились с главным геологом завода. Молодой ученый Александр Егоров пригласил труппу в музей полезных ископаемых и так увлекательно рассказывал о костомукшском месторождении, что на полчаса все, казалось, забыли и о спектакле, и о тяжелой восьмичасовой дороге из Петрозаводска.

Директор центра «Дружба» Наталья Лебедь Фото: Анна Ульянова

В Костомукше с населением в 29 тысяч человек нет своего постоянного театра: показы «Золотой Маски» уже пятый год подряд проходят на сцене местного Культурно-спортивного центра «Дружба». Поэтому для жителей города гастроли фестиваля всегда большое событие. «Показы “Золотой Маски” в Костомукше — это настоящий театральный праздник, который зрители каждый раз ждут с нетерпением, — говорит директор центра Наталья Лебедь. — Для них это уникальная возможность увидеть лучшие спектакли, встретиться с новым, пережить незабываемый опыт. Поэтому вот уже пять лет подряд каждый раз у нас аншлаг — а это редкость для такого небольшого города, как наш».

Александр Гришин Фото: Анна Ульянова

«Я безумно счастлив, что у людей из небольших городов есть возможность увидеть хорошие спектакли, — говорит, в свою очередь, исполнитель главной роли в спектакле “Свои люди — сочтемся” Александр Гришин. — Я сам из маленького поселка — и мне очень жаль, что там люди лишены театра. Потому что театр воспитывает, дает надежду, веру, он учит любви. Я вижу реакцию зрителей — не передать словами, как они счастливы, когда видят хорошую постановку. Я мечтаю, что когда-нибудь точно так же приеду в свое родное Дубовское и привезу туда настоящий хороший спектакль».

На этом показы «Золотой Маски» в Карелии не заканчиваются: в начале октября московский Центр драматургии и режиссуры привезет в Петрозаводск спектакль «Старый дом», а Музыкальный театр Республики Карелия представит в рамках фестиваля «Золушку».

Гастроли «Маски» продолжаются: впереди — Новосибирск, Екатеринбург, Череповец, Ижевск и зарубежные показы — в Эстонии, Латвии и Стамбуле.

Автор: Егор Прокопьев

Проект фестиваля «Золотая Маска» в Петрозаводске и Костомукше проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В книге историка культуры Соломона Волкова «Москва/ Modern Moscow» собраны очерки о ключевых персонах и значимых событиях Москвы в культуре XX века. «Сноб» публикует одну из глав
Фестиваль «Золотая Маска» привез в Ульяновскую область шесть спектаклей, отмеченных премией: московских Театра имени Маяковского, театра «Около дома Станиславского» и  театра МТЮЗ, а также хабаровского ТЮЗа. «Сноб» отправился на гастроли вместе с ними, чтобы узнать, как современные постановки смотрят в провинции
Великий режиссер умер сегодня на 86 году жизни. О том, что значил Марк Захаров и его театр для своего времени, размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич