Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Удивительно, конечно, из какого сора растут некоторые хорошие фильмы. Если бы существовал конструктор для сборки недорогих душещипательных фильмов, то детали, из которых состоит «Арахисовый сокол», были бы в нем самыми потрепанными от частого использования — со следами режущихся зубов молодых кинематографистов. Здесь есть герой с особенностями развития и мечтой — Зак, у которого синдром Дауна, хочет выучиться на рестлера. Есть человек со сложной судьбой — Тайлер пребывает в пучине отчаяния и депрессии после смерти брата, причем несложно представить себе в общих чертах, как тот погиб. Есть дружба этих двух непохожих людей — начинаться она должна, конечно, ни с какой не с улыбки, а с неприязни, что, впрочем, было очевидно и в «Крошке Еноте». Есть дорога — герои плывут по реке, которая вызывает у зрителя очевидные ассоциации с «Приключениями Гекльберри этого Финна». Есть злодеи, которые их преследуют. Есть девушка, с которой у одного из них не может не начаться роман. И есть финальная битва, в которой сильные будут посрамлены, бесчинные — вразумлены, а слабые — утешены.

В общем, вряд ли кого-то удивит тот факт, что в фильмографии у Альберта Бергера и Рона Йерксы, продюсеров этой картины, присутствует «Маленькая мисс Счастье», собранная из очень похожих деталек. Однако если в фильме Валери Фарис и Джонатана Дэйтона, получившем в 2007-м два «Оскара», речь шла о девочке и ее странных родственниках, то от Зака в «Арахисовом соколе» семья отказалась, так что ему предстоит найти себе новую. В начале фильма он живет в доме престарелых, недоумевая, что он здесь делает в свои двадцать два года, и регулярно пытается сбежать. По несколько раз в день Зак пересматривает старую видеокассету, где рестлер по прозвищу Salt Water Redneck рекламирует свою школу, и мечтает, выбравшись однажды на свободу, стать его учеником. В конце концов очередная попытка побега удается, и счастливый Зак бежит по улице, словно Вождь Бромден, — правда, в одних трусах, — чтобы, добравшись до реки, спрятаться в чьей-то лодке.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Наутро лодку угонит бородатый рыбак, повздоривший с конкурентами, и дальше они отправятся уже вместе: Тайлер собрался на юг, к морю (на небе только и разговоров, что о рыбалке во Флориде), и школа рестлинга ему по пути. Чуть позже к ним присоединится Элеонор — молодая и симпатичная сиделка из дома престарелых, которую отправили на поиски беглеца. Дальнейшие события легко предсказуемы — уроки плавания, танцы у костра, разговоры по душам, изобретение псевдонима Peanut Butter Falcon (на самом деле, это, конечно, «Арахисовомасляный сокол», но переводу прокатчиков сложно найти вменяемую альтернативу), под которым будущий рестлер планирует выступать на ринге. Сражения с бандитами и поиски Реднека прилагаются.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

В этой истории важны, в общем, не столько происходящие события, сколько их участники. Главная роль была написана специально для Зака Готтзагена — познакомившись с ним несколько лет назад, начинающие режиссеры Тайлер Нилсон и Майк Шварц пообещали сделать его звездой и, похоже, не обманули. В 1996 году Паскалю Дюкенну, другому актеру с синдромом Дауна, вручили в Каннах приз за лучшую мужскую роль, и у Зака есть все шансы получить однажды аналогичную награду (с «Оскаром» в этом году вряд ли что-то получится — при живом-то Хоакине Фениксе). Шайа Ла Баф тоже безупречен в образе Тайлера: за годы съемок в независимом кино он, кажется, успешно выкарабкался из амплуа бойкого мальчугана, так что мог бы уже закончить со своими панк-перформансами. В роли Элеонор, откровенно говоря, легко можно себе представить массу других замечательных актрис, но и Дакота Джонсон никак не портит картину.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Однако дело даже не в этой троице: в «Арахисовом соколе» прекраснее всего старики в эпизодических ролях. Америка в этом фильме оказывается страной, где дети неприятны и жестоки, а вот пожилые люди несут исключительно свет и добро, выступая как сказочные помощники главных героев, как будто Зак, уже успевший привыкнуть к своему дому престарелых, сам придумал этот мир, населив его хорошо знакомыми и родными людьми. Роуз-Мари, которая помогает Заку совершить первый побег, Карл, его сосед по комнате и соучастник второй попытки, начальник Тайлера на крохотном рыбном заводике, продавец на заправке со своим волшебным самогоном, слепой лохматый проповедник и, наконец, сам Соленый Реднек — можно бесконечно смотреть на их морщины и слушать их неспешные разговоры. И конечно, чудесна эта потаенная Америка, в которой они живут и через которую путешествуют герои: с плотами под парусом, хижинами в лесу, обрядами крещения в реке и турнирами рестлеров на фермах. В конце концов собранный вроде бы из готовых модулей «Арахисовый сокол» вдруг оказывается фильмом, от которого невозможно оторвать глаз: хочется вечно плыть вместе с Заком и его новой семьей, вглядываясь в горизонт, пока еще можно хоть что-то рассмотреть сквозь наворачивающиеся слезы.