Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

В Ижевске четыре республиканских театра, которые были основаны практически одновременно, в 30-х годах прошлого века, и один муниципальный — театр «Молодой человек». Но театральным город никогда не называли. Разве что в последнее время ситуация стала меняться, и, со слов работников разных театров, народ потянулся.

Фестиваль «Золотая Маска» привез в столицу Удмуртии шесть спектаклей и показал еще один местный, самого Русского драматического театра Удмуртии.

Первыми были показаны спектакли театра «Мастерская П.Н. Фоменко» и Музыкального театра Республики Карелия.

Основной площадкой фестиваля стал Русский драматический театр Удмуртии. В конкурс «Золотой Маски» театр попал впервые в 2016 году, а затем в 2019-м. Оба номинированных спектакля поставил режиссер Петр Шерешевский. 

«Принимать фестиваль волнительно и ответственно, — говорит главный режиссер Русского драматического театра Яков Ломкин. — И какие разнообразные спектакли нам привезли! От легендарного “Волки и овцы” Фоменко до “Петра и Февроньи” театра “Практика” и “Корабля дураков” театра-студии “Грань”. Для Ижевска это некий камертон современной театральной жизни. Надеюсь, зрители по-другому будут оценивать и наш репертуар. Современный язык частью зрителей все еще воспринимается в штыки».

«Время секонд хэнд» и ижевский зритель

Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

«Мой любимый праздник — это 7 ноября», — с этих слов начинается спектакль Омской драмы «Время секонд хэнд», и показ его в Ижевске состоялся именно 7 ноября. 

Спектакль режиссера Дмитрия Егорова поставлен по документальной прозе Светланы Алексиевич. Каждый монолог — это реальная история.

«Такая сложная тема, но это касается практически каждой семьи. И в моей родне были сосланные и погибшие, расстрелянные тоже есть. Поэтому да, это очень тяжелый материал, — говорит Валерия Прокоп (лауреат “Золотой Маски” в номинации “Лучшая женская роль второго плана” в 2019 году за роль в спектакле “Время секонд хэнд”). — Когда мы приступали к работе, режиссером было сказано, что если у кого сердце не лежит и ему тяжело, то может отказаться. Но у меня даже не было сомнений».

В фойе зрители, кажется, продолжают споры, начатые в спектакле. «Коммунисты, репрессии, путч…», — слышатся обрывки слов. Однако часть публики после антракта не вернулась в зал, а кто-то уходил и во время второго акта. 

«Но если бы такой спектакль привезли лет шесть-семь назад, — замечает помощник директора по перспективному планированию и специальным проектам Русского драмтеатра Анна Никифорова, — то вообще зрителей не осталось бы. Все-таки за последние годы мы приучили публику к сложным постановкам».

Трудности перевода и «Партизаны»

Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

Башкирский театр драмы в дни фестиваля показывал спектакль «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной. 

«Зулейха» идет на башкирском языке с синхронным переводом. Зрители с недоумением рассматривали аппараты, многие сомневались, не осложнит ли это восприятие. Но уже после первых десяти минут все забыли, что идет синхрон.

У спектакля шесть номинаций и спецпремия жюри «Золотой Маски» 2019 года. С момента премьеры спектакль был показан в Москве, Санкт-Петербурге, Грозном, в Иркутске, Оренбурге. В Ижевск театр приехал впервые. 

«Практически каждый год я на своей машине приезжаю сюда к своим друзьям-“партизанам”, — говорит режиссер «Зулейхи» Айрат Абушахманов, — это Павел и Инга Зорины, я их увидел давным-давно в Уфе со спектаклем “Бойцовский клуб” и подружился с ними. Для меня, работающего в государственном академическом театре, — это как глоток свежего воздуха». 

Театральному проекту «Les Partisans» интересна в первую очередь современная драматургия, и, несмотря на то, что играют там непрофессиональные актеры, «партизаны» уже дважды входили во внеконкурсную программу «Золотой Маски» — «Маску Плюс». 

Обитает театр в пристройке рядом с городским музеем, долгие годы на этом месте был склад, еще раньше — гараж правительственных машин. В этой неустроенности есть свое очарование: «Мы думаем, что все так и оставим, это такой лофт», — говорит основатель и режиссер театра Павел Зорин. 

Частный театр гордится своей независимостью, живет на средства с продажи билетов и на гранты. «Токсичных» бюджетных денег, за которые надо отчитываться томами бумаг, опасается и ждет меценатов.

«В Ижевске появились девелоперы, они строят новый квартал и через десять лет, может быть, сделают для нас театр. Кто-то им сказал, что культура в микрорайоне — это важно, — улыбается Павел Зорин, — а пока они присматриваются к нам».

В один из дней фестиваля у «Партизан» шел спектакль «Правило» по пьесе Валерия Шергина — «удмуртского МакДонаха». 

К семи часам вечера собиралась публика, даже с первого взгляда отличная от публики государственного драматического театра. Молодые, вдумчивые лица, студенты, несколько старшеклассников. Перед спектаклем перелистывают расставленные на полках книги.

Свой зритель и у театра «Молодой человек» (он находится в бывшем кинотеатре, и многое в отремонтированном здании сделано руками самих артистов). В этом году театр впервые вошел в лонг-лист «Золотой Маски» со спектаклем «Конармия» по рассказу Бабеля. «Это спектакль-сон, сон о гражданской войне», — говорит режиссер Андрей Опарин.

Название «Молодой человек» не означает «молодой зритель», «молодой актер». «Это состояние души, а вообще мы позиционируем себя как театр для всей семьи», — объясняет Андрей.

Театр начинается с буфета

Особенность Ижевского театра кукол в том, что начинается он не с вешалки, а с театрального кафе. Двери в кафе распахнуты для всех желающих, туда можно зайти прямо из кассового зала. «У нас рядом находится госучреждение, и его служащие тоже приходят обедать», — рассказывает директор Игорь Мальцев. 

Основанный в 1935 году двумя воспитательницами детского сада, долгое время театр был кочевым: ездил по деревням, размещался в школах искусств, библиотеках. Собственно, последнее его пристанище — это библиотека для слабовидящих в соседней пятиэтажке. 

В уютном и теплом зале на 225 мест был показан спектакль «Петр и Феврония Муромские» театра «Практика», в 2015 году получивший премию «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент». «Практика» впервые приехала в Ижевск, но музыканту и актеру Павлу Артемьеву этот город хорошо знаком.

«Именно Ижевск был одним из первых городов, куда с гастролями приезжала группа “Корни”. И потом много раз я здесь бывал как музыкант», — говорит Павел, который был участником группы «Корни» в 2002-2010 годах.

Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

«Одно время в театре у меня было около 20 спектаклей в месяц, — рассказывает он, — но если разбудить меня ночью и спросить, то я отвечу, что в первую очередь я музыкант. Сейчас пишу новый альбом со своей группой «Артемьев». В театре «Практика» у Светланы Земляковой занят в двух спектаклях, и готов работать еще и еще». 

Театр во дворце культуры

Здание Русского драматического театра располагается в историческом центре, и провести экскурсию по городу, как выяснилось, можно не выходя из театра. Достаточно взглянуть в окно — а там Александро-Невский храм, точная копия Андреевского в Кронштадте, Михайловская колонна.

Гулять по театру и заглядывать в окна мы отправились вместе с художественным руководителем театра-студии «Грань» Денисом Бокурадзе, который привез в Ижевск свой спектакль «Корабль дураков». У спектакля три номинации и одна премия «Золотая Маска» в 2017 году — за лучшие костюмы.

«С Новокуйбышевском Ижевск роднит обилие промышленности и плохая ситуация с экологией, но история города Ижевска, конечно, богаче, — говорит худрук «Грани». — Новокуйбышевск совсем молодой, 1952 года. А театр «Грань» возник через 18 лет после основания города, в следующем году нам исполнится 50 лет».

Но у «Грани» нет собственного здания и, как и 49 лет назад, театр живет во «Дворце культуры», где помимо прочего — кружки танцев, вышивания, хорового пения. «Но это пока, — говорит Денис Бокурадзе, — уже принято решение о строительстве отдельного здания. В мае мы заложили камень, а сейчас идут проектные работы. Наш театр должен стать первым театральным зданием в городе. И зрители, и труппа этого очень ждут». 

Странный город короля Лира

Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

Завершилась «Золотая Маска» в Ижевске спектаклем «Король Лир» Русского драматического театра Удмуртии. В 2019 году спектакль получил шесть номинаций на премию «Золотая Маска». Исполнитель роли короля Лира — Николай Ротов — был номинирован за «Лучшую мужскую роль».

«Я родом из Красноярска. Приехал в Ижевск после института, — рассказывает Николай Николаевич, — и город мне сразу не понравился. Он какой-то странный, нестандартный по всем пунктам, все вроде бы есть, но чуть-чуть все не так… Потрясающий пруд, считается самым крупным в Европе, но как-то ни при деле. Практически в любом городе есть пешеходная улица — бродвей, а у нас несколько главных улиц, но они в то же время не совсем центральные… Я прибыл сюда весной — все странное, неприветливое. А потом уехал в отпуск, и в отпуске до меня дошло, что я скучаю по этому дурацкому городу. Вернулся — осень как раз, солнце, листва, красиво, и чувствую — мне здесь комфортно. Я порой вспоминаю слова моего тестя: «Никогда не ездите за режиссерами, а выбирайте для жизни город». Вот я и выбрал. Несколько раз, правда, пытался уехать, — улыбается Ротов, — но, видимо, не судьба». 

Региональная программа Фестиваля «Золотая Маска» в 2019 году завершилась. Далее спектакли «Золотой Маски» можно будет увидеть во второй половине ноября в Стамбуле в рамках международной программы фестиваля.

Фестиваль «Золотая Маска» в Ижевске проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Автор: Татьяна Богомолова