Все новости

Культура

Партнерский материал

«Особый взгляд» для особых людей

В Москве завершился первый российский фестиваль социального театра «Особый взгляд». «Сноб» поговорил с его участниками о том, как театр может менять общество

6 декабря 2019 11:22

Сцена из спектакля «Король Лир» Фото: Владимир Аверин

Говорить о том, о чем невозможно молчать, — вот главная цель социального театра. В обществе, объятом ксенофобией, встреча с Другим, разговор с ним — редкая возможность преодолеть страх и понять что-то важное — прежде всего, о самом себе. Как раз такую возможность и дают инклюзивные практики. На фестивале «Особый взгляд» зрителям показали 12 спектаклей, в которых наравне с профессиональными актерами играли люди с разными возможностями здоровья, воспитанники детских домов и бездомные.

«Слепоглухие люди, которых мы пригласили участвовать в нашем первом спектакле “Прикасаемые”, боялись мира — сидели дома в четырех стенах, — а мир боялся их, — рассказывает руководитель “Инклюзиона” Татьяна Медюх. — Но после того как они стали постоянно выходить на сцену, работать с профессиональными актерами, участвовать в тренингах, их состояние — как эмоциональное, так и физическое — изменилось: они же чувствуют энергетику зала, благодарность зрителей. Очень важно не бояться затрагивать острые проблемы, говорить о них, чтобы преодолевать страх, который, к сожалению, до сих пор есть в обществе».

Зрители на спектакле «Страна слепых» Фото: Владимир Аверин

Проблема боязни Другого поднимется в спектакле московского «Инклюзиона» «Гроза — среда обитания». В постановке Михаила Фейгина всем известная драма Островского звучит по-новому: в спектакле доведена до предела идея противостояния отдельного человека и целого общества, неспособного понять его и потому обрушивающего на него всю свою ненависть. «Гроза — среда обитания» — это попытка преодолеть бессмысленную стигматизацию, разделяющую общество на «одних» и «других», которая, в конечном счете, ведет к тотальному социальному разобщению.

Сцена из спектакля «Гроза» Фото: Владимир Аверин

«Благодаря нашему режиссеру у нас не было никаких трудностей на репетициях: все недостатки он превращал в достоинства, и мы существовали как единый организм. Я играю и в других театрах и могу сказать, что с ребятами из  “Инклюзиона” мне намного проще: здесь все знают жестовый язык и поэтому понимают и даже слышат друг друга», — говорит слабослышащая актриса Мария Румянцева, исполняющая роль Катерины.

Спектакль «Wonder boy» Фото: Владимир Аверин

Мир подростков — непонятный взрослым, а порой и пугающий их — отдельное поле исследований социального театра. Спектакль Молодежного театра Алтая Wonder boy посвящен как раз этой теме. Это пронзительная история в духе линчевского «Человека-слона» об особенном мальчике, вынужденном выживать в жестоком мире тинейджеров. В небольшом зале Нового пространства Театра наций развернулись масштабные декорации: перед зрителями — огромная, упирающаяся в потолок конструкция, сложенная как будто из каменных глыб, в которых угадываются очертания человеческого лица. «Как я выгляжу, описывать не буду, — говорит главный герой в начале спектакля. — В любом случае, все хуже, чем вы думаете». На голове у него — картонная коробка: по сюжету, из-за редкого генетического заболевания его лицо обезображено, из-за чего он и сталкивается с непониманием и жестокостью со стороны сверстников. 

Спектакль «Wonder boy» Фото: Владимир Аверин

«На репетициях сложнее всего мне было преодолеть жалость к моему персонажу, — рассказывает исполнитель главной роли в спектакле Wonder boy Владимир Кулигин. — Потому что, как мне кажется, подобные особенные люди хотят не жалости к себе, а нормального отношения, чтобы их принимали такими, какие они есть. Очень важно говорить о таких людях, помогать им, принимать их, потому что никто не заслуживает одиночества».

Мастер-класс по инклюзивному танцу Фото: Владимир Аверин

«Особый взгляд» — это не только театральный фестиваль, но и масштабный образовательный проект. На протяжении четырех дней участники, приглашенные со всей России, учились инклюзивному танцу с участием людей на колясках, театральному менеджменту и даже мультипликации и киносъемке.

«У каждого из нас есть разные особенности. Наша задача — показать, как можно быть не просто “удобными”, но именно полезными друг другу и как можно взаимодополнять друг друга. Вся наша образовательная программа — как раз об этом, о включенности и объединении людей. Нам очень важно собрать всех вместе, чтобы люди увидели, что они не одиноки, что есть большое комьюнити — для этого мы и пригласили их буквально со всей страны», — рассказывает креативный продюсер фестиваля Ника Пархомовская.

Вошедшие в программу «Особого взгляда» постановки стали номинантами главной театральной премии страны — «Золотой Маски». Спектакль «Аллюки» казанского «Инклюзиона» претендует на премию как лучшая постановка в опере, номинантами стали режиссер спектакля Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов.  «Пещера» Всеволода Лисовского, в которой участвуют бездомные, номинирована на премию как лучший спектакль-эксперимент, а спектакль Wonder boy вошел в лонг-лист самых заметных постановок завершившегося театрального сезона года.

 

Форум-фестиваль «Особый взгляд» не предполагает вручения участникам премий разных степеней, однако экспертный совет выбирает один проект, который получает грант на организацию гастролей по России. В этом году он достался спектаклю «Одиссея 2К19», созданному в Петербурге благотворительным фондом «Подари мне крылья» и Социально-художественным театром. В постановке режиссера Дмитрия Крестьянкина ребята из детских домов вместе с профессиональными актерами рассказывают истории о поиске себя, утрате и обретении дома. Теперь эти истории смогут узнать зрители со всей России.

Автор: Егор Прокопьев

Организаторы фестиваля — Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Центр «Инклюзион» представил пять отчетных спектаклей своих пяти школ из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Казани.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В театре «Практика» сыграли премьеру «У нас все хорошо» по пьесе молодого польского драматурга Дороты Масловской. Режиссер Иван Комаров, ученик Виктора Рыжакова, работал с театральным коллективом «Июльансамбль», одним из резидентов «Практики». Молодые актеры вместе с народной артисткой России из Александринского театра Эрой Зиганшиной рассуждают об истории Польши и о польской идентичности в обстановке бьющего наповал абсурда
Фестиваль Нового европейского театра NET в этом году заставил своих поклонников разрываться между двумя городами, Москвой и Петербургом, и удивил крайностями, когда сразу за классическим Питером Бруком последовал «Селфи-концерт» шоумена Иво Димчева. О двух знаковых событиях фестиваля рассказывает театральный критик Нина Агишева
У русского кутюрье Вячеслава Зайцева проблемы: арбитражный суд назначил слушания по иску Департамента городского имущества Москвы о взыскании 58,4 миллиона рублей с Дома моды Зайцева. Основанием стал долг по арендной плате. Не исключена вероятность, что один из самых известных российских домов моды с почти 40-летней историей в ближайшее время прекратит свое существование. О Вячеславе Зайцеве и судьбе его детища размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич