Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Партнерский материал

«Особый взгляд» для особых людей

В Москве завершился первый российский фестиваль социального театра «Особый взгляд». «Сноб» поговорил с его участниками о том, как театр может менять общество
6 декабря 2019 11:22
Сцена из спектакля «Король Лир» Фото: Владимир Аверин

Говорить о том, о чем невозможно молчать, — вот главная цель социального театра. В обществе, объятом ксенофобией, встреча с Другим, разговор с ним — редкая возможность преодолеть страх и понять что-то важное — прежде всего, о самом себе. Как раз такую возможность и дают инклюзивные практики. На фестивале «Особый взгляд» зрителям показали 12 спектаклей, в которых наравне с профессиональными актерами играли люди с разными возможностями здоровья, воспитанники детских домов и бездомные.

«Слепоглухие люди, которых мы пригласили участвовать в нашем первом спектакле “Прикасаемые”, боялись мира — сидели дома в четырех стенах, — а мир боялся их, — рассказывает руководитель “Инклюзиона” Татьяна Медюх. — Но после того как они стали постоянно выходить на сцену, работать с профессиональными актерами, участвовать в тренингах, их состояние — как эмоциональное, так и физическое — изменилось: они же чувствуют энергетику зала, благодарность зрителей. Очень важно не бояться затрагивать острые проблемы, говорить о них, чтобы преодолевать страх, который, к сожалению, до сих пор есть в обществе».

Зрители на спектакле «Страна слепых» Фото: Владимир Аверин

Проблема боязни Другого поднимется в спектакле московского «Инклюзиона» «Гроза — среда обитания». В постановке Михаила Фейгина всем известная драма Островского звучит по-новому: в спектакле доведена до предела идея противостояния отдельного человека и целого общества, неспособного понять его и потому обрушивающего на него всю свою ненависть. «Гроза — среда обитания» — это попытка преодолеть бессмысленную стигматизацию, разделяющую общество на «одних» и «других», которая, в конечном счете, ведет к тотальному социальному разобщению.

Сцена из спектакля «Гроза» Фото: Владимир Аверин

«Благодаря нашему режиссеру у нас не было никаких трудностей на репетициях: все недостатки он превращал в достоинства, и мы существовали как единый организм. Я играю и в других театрах и могу сказать, что с ребятами из  “Инклюзиона” мне намного проще: здесь все знают жестовый язык и поэтому понимают и даже слышат друг друга», — говорит слабослышащая актриса Мария Румянцева, исполняющая роль Катерины.

Спектакль «Wonder boy» Фото: Владимир Аверин

Мир подростков — непонятный взрослым, а порой и пугающий их — отдельное поле исследований социального театра. Спектакль Молодежного театра Алтая Wonder boy посвящен как раз этой теме. Это пронзительная история в духе линчевского «Человека-слона» об особенном мальчике, вынужденном выживать в жестоком мире тинейджеров. В небольшом зале Нового пространства Театра наций развернулись масштабные декорации: перед зрителями — огромная, упирающаяся в потолок конструкция, сложенная как будто из каменных глыб, в которых угадываются очертания человеческого лица. «Как я выгляжу, описывать не буду, — говорит главный герой в начале спектакля. — В любом случае, все хуже, чем вы думаете». На голове у него — картонная коробка: по сюжету, из-за редкого генетического заболевания его лицо обезображено, из-за чего он и сталкивается с непониманием и жестокостью со стороны сверстников. 

Спектакль «Wonder boy» Фото: Владимир Аверин

«На репетициях сложнее всего мне было преодолеть жалость к моему персонажу, — рассказывает исполнитель главной роли в спектакле Wonder boy Владимир Кулигин. — Потому что, как мне кажется, подобные особенные люди хотят не жалости к себе, а нормального отношения, чтобы их принимали такими, какие они есть. Очень важно говорить о таких людях, помогать им, принимать их, потому что никто не заслуживает одиночества».

Мастер-класс по инклюзивному танцу Фото: Владимир Аверин

«Особый взгляд» — это не только театральный фестиваль, но и масштабный образовательный проект. На протяжении четырех дней участники, приглашенные со всей России, учились инклюзивному танцу с участием людей на колясках, театральному менеджменту и даже мультипликации и киносъемке.

«У каждого из нас есть разные особенности. Наша задача — показать, как можно быть не просто “удобными”, но именно полезными друг другу и как можно взаимодополнять друг друга. Вся наша образовательная программа — как раз об этом, о включенности и объединении людей. Нам очень важно собрать всех вместе, чтобы люди увидели, что они не одиноки, что есть большое комьюнити — для этого мы и пригласили их буквально со всей страны», — рассказывает креативный продюсер фестиваля Ника Пархомовская.

Вошедшие в программу «Особого взгляда» постановки стали номинантами главной театральной премии страны — «Золотой Маски». Спектакль «Аллюки» казанского «Инклюзиона» претендует на премию как лучшая постановка в опере, номинантами стали режиссер спектакля Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов.  «Пещера» Всеволода Лисовского, в которой участвуют бездомные, номинирована на премию как лучший спектакль-эксперимент, а спектакль Wonder boy вошел в лонг-лист самых заметных постановок завершившегося театрального сезона года.

 

Форум-фестиваль «Особый взгляд» не предполагает вручения участникам премий разных степеней, однако экспертный совет выбирает один проект, который получает грант на организацию гастролей по России. В этом году он достался спектаклю «Одиссея 2К19», созданному в Петербурге благотворительным фондом «Подари мне крылья» и Социально-художественным театром. В постановке режиссера Дмитрия Крестьянкина ребята из детских домов вместе с профессиональными актерами рассказывают истории о поиске себя, утрате и обретении дома. Теперь эти истории смогут узнать зрители со всей России.

Автор: Егор Прокопьев

Организаторы фестиваля — Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Центр «Инклюзион» представил пять отчетных спектаклей своих пяти школ из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Казани.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Дарья Андреева
В театре «Практика» сыграли премьеру «У нас все хорошо» по пьесе молодого польского драматурга Дороты Масловской. Режиссер Иван Комаров, ученик Виктора Рыжакова, работал с театральным коллективом «Июльансамбль», одним из резидентов «Практики». Молодые актеры вместе с народной артисткой России из Александринского театра Эрой Зиганшиной рассуждают об истории Польши и о польской идентичности в обстановке бьющего наповал абсурда
Нина Агишева
Фестиваль Нового европейского театра NET в этом году заставил своих поклонников разрываться между двумя городами, Москвой и Петербургом, и удивил крайностями, когда сразу за классическим Питером Бруком последовал «Селфи-концерт» шоумена Иво Димчева. О двух знаковых событиях фестиваля рассказывает театральный критик Нина Агишева
Сергей Николаевич
У русского кутюрье Вячеслава Зайцева проблемы: арбитражный суд назначил слушания по иску Департамента городского имущества Москвы о взыскании 58,4 миллиона рублей с Дома моды Зайцева. Основанием стал долг по арендной плате. Не исключена вероятность, что один из самых известных российских домов моды с почти 40-летней историей в ближайшее время прекратит свое существование. О Вячеславе Зайцеве и судьбе его детища размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич