Начать блог на снобе
Все новости

Иллюстрация: Rawpixel

Без-имени-1.jpg

Иллюстрация: Rawpixel

Мария Гурьева: Новая эра образования — какой она будет?

Редакционный материал

Вынужденная изоляция, закрытые школы и университеты перевернули мир образования. Теперь и взрослые, и дети всему учатся онлайн, даже физкультуре и игре на барабанах. Но как сфера образования будет существовать после кризиса? Своими прогнозами делится Мария Гурьева, основатель онлайн-школы Study America

15 мая 2020 12:05

Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил около 74 миллиардов долларов. Лидерами по росту EdTech являются США, а также Индия и Китай, а вот среди стран Восточной Европы ведущие позиции занимает Россия. В 2019 году сегмент отечественного рынка онлайн-образования (business-to-customer) достиг 36,5 миллиарда рублей, причем он продолжает расти, по данным исследования, проведенного Talen-Tech, «Нетологией» и EdMarket в прошлом году. 

Кроме того, онлайн-образование входит в топ-5 приоритетных направлений как для предпринимателей, которые открывают бизнес, так и для инвесторов. За последние два года в отрасль вложили не менее 80 миллионов долларов. Самые примечательные сделки этого периода: покупка 40% акций «Нетологии-групп» компанией «Севергрупп», инвестирование 15 миллионов долларов в онлайн-школу английского языка Skyeng компанией Baring Vostok, приобретение Mail.ru доли в компании «Алгоритмика». При этом для инвесторов самыми перспективными являются те проекты, которые нацелены на развитие на международном уровне. 

Помимо частного сектора развивается государственный. Например, в начале апреля этого года Министерство просвещения РФ запустило платформу для дистанционного обучения школьников под названием «Онлайн-образование». В ней собраны учебные материалы, соответствующие федеральному перечню учебников. Также основные российские вузы — МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ и другие — в связи с карантином открыли бесплатные онлайн-курсы.

В зависимости от продолжительности режима изоляции рынок онлайн-образования в 2020 году может вырасти в 2–20 раз. Впрочем, после окончания режима ограничений, думаю, он вернется к стандартным темпам роста в 30–40% в год, всеобщий переход в онлайн, закрытие офлайн-школ и университетов вряд ли произойдет. Тем не менее эта ниша будет развиваться значительными темпами. Причем рост будет наблюдаться сразу по всем фронтам: увеличение игроков на рынке, предложение большего количества образовательных продуктов, вариативность форматов обучения (подкасты, видеоуроки, видеоконференции и пр.), расширение тематики курсов. 

Например, если раньше основную долю в онлайн-обучении занимали курсы иностранных языков, программирования, ведения бизнеса и освоения удаленных профессий, то сейчас к ним активно присоединяются направления, связанные с хобби: онлайн-школы музыки, живописи, вышивки, а также психологические онлайн-тренинги.

Одновременно все чаще звучат мнения скептиков о том, что онлайн-образование сильно уступает офлайн по качеству и никогда не сможет составить ему настоящую конкуренцию. Например, профессор Гарварда Дэвид Деминг призывает к возвращению дистанционного образования к его «поддерживающей» функции и настаивает на том, что образование должно быть интенсивным, дорогим и «персональным». Действительно, онлайн-формат имеет свои минусы. Например, изучая что-то через компьютер, человек не всегда может получить обратную связь от педагога или подружиться с однокурсниками, тем самым он не учится прокачивать навыки нетворкинга. Но уже сейчас многие компании, которые работают в этом секторе бизнеса, пытаются решить эти проблемы.

Так, в онлайн-школе Study America у каждого ученика есть куратор, поэтому по каждому домашнему заданию он получает комментарии специалиста. Кроме того, студентов разделяют на группы, которые соревнуются в выполнении различных заданий. Все проходит в виде игры. Помимо этого, у каждого ученика есть «напарник» — «бадди», который вместе с ним проходит обучение, они поддерживают друг друга и постоянно находятся на связи. Также предусмотрена очная встреча для студентов и возможность поехать на ретрит в Лос-Анджелес.

Что касается стоимости обучения, то здесь, безусловно, должен быть баланс. С одной стороны, необходимо сделать образование более доступным. С другой стороны, обесценивать знания тоже нельзя, поскольку человек не ценит то, что дается ему бесплатно или слишком дешево. А если говорить о высшем образовании, то здесь свою роль играет и «внеучебная» жизнь, возможность завести полезные знакомства, что также входит в стоимость обучения.

Уверена, что будущее — за гармоничным сочетанием онлайн- и офлайн-обучения. В ближайшие годы такой комбинированный подход будет применяться не только для подготовки «белых воротничков», но и для людей рабочих специальностей. Эта сфера очень консервативна, но тем не менее ожидается, что онлайн-методы в скором времени будут использоваться и там.

Что касается других трендов в области онлайн-обучения, то, по моему мнению, рынок скоро окажется перенасыщен дешевыми мини-продуктами и произойдет переориентация на более качественные, но, соответственно, и более дорогие курсы, а также будет активно развиваться сегмент «люкс» (от 300 тысяч рублей — сейчас эту нишу в России занимает, например, акселератор онлайн-школ ACCEL). Также сейчас экспертов в разных отраслях гораздо больше, чем продюсеров, которые могут упаковать их знания в готовый курс и привлечь студентов. В связи с этим в ближайшее время конкуренция за специалистов в области интернет-маркетинга увеличится, а также, скорее всего, вырастет стоимость их услуг и количество онлайн-тренингов, которые будут готовить профессионалов по данному направлению.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Мы традиционно верим, что лучший способ добиться успеха на рынке труда — быть дипломированным специалистом. Однако сейчас такие стратегии уже не срабатывают или не дают ожидаемого результата. Как оставаться востребованным специалистом и чему учиться профессионалам, рассказывает Валерия Заболотная, ректор Корпоративного университета Сбербанка
Благодаря карантину многие семьи узнали, что значит удаленная учеба в школе, смогли оценить ее минусы и плюсы. Карантин пройдет, а опыт останется, и интерес к онлайн-образованию, вероятно, будет расти. О том, что и почему сохранится от классического образования, размышляет Анна Ляцу, завкафедрой английского языка ИОН РАНХИГС
Роман Мандрик, основатель платформы микрообучения Skill Cup, рассказывает, почему современные компании не могут обойтись без обучения линейного персонала и как сделать этот процесс более эффективным

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.