1. Покупки уйдут в онлайн

Спрос на онлайн-ретейл весной 2020 года, по данным Интерфакса, вырос более чем на 20%. Учитывая, что заказывать продукты и товары не выходя из дома станет еще удобнее из-за быстрого роста автоматизации, вызванного конкуренцией, многие так и продолжат закупаться онлайн — это войдет в привычку.

Нетрудно догадаться, что из-за этого пострадает офлайн-ретейл. Большинство небольших торговых точек закроется, а крупным гипермаркетам станет сложнее конкурировать с маркетплейсами. Поэтому им придется трансформироваться в магазины-склады и пункты выдачи заказов для доставки товаров на дом.
По мере восстановления экономической ситуации будут возвращаться на рынок или возникать новые локальные бренды, но на это потребуется время.

2. Изменится формат развлечений

Нам хочется хлеба и зрелищ. И если с первым все понятно — можно заказать доставку еды прямо к двери, то индустрии развлечений на карантине пришлось сильно меняться. Концерты, спектакли и выставки ушли в онлайн. Например, концерт Трэвиса Скотта в игре Fortnite собрал более 12 миллионов зрителей со всего мира — это уверенная заявка на появление совершенно нового вида развлечений.

Такие изменения серьезно повлияют на исполнителей: слушатели смогут присутствовать на мероприятиях, находясь в любой точке планеты, а артистам придется потягаться в креативном подходе, чтобы завоевать аудиторию.

Уже сейчас ивент-индустрия изобретает все больше вариантов для монетизации онлайн-мероприятий. Например, продавать на них билеты, интегрировать рекламу партнеров, предлагать аудитории больше возможностей за дополнительную плату. Однако организаторам нужно позаботиться о безопасности и защите контента от копирования. Это можно сделать самостоятельно с помощью специальных инструментов или обратиться в компании, занимающиеся защитой контента.

Полностью заменить live-мероприятия у онлайна все-таки не получится, ведь мы посещаем концерты, музеи и театры ради эмоций, возможности увидеть своего кумира вживую, провести время в новой обстановке рядом с людьми, разделяющими наши вкусы. Остается лишь дождаться, пока индустрия придет в себя после кризиса и отмены большинства мероприятий, чтобы продолжить заполнять огромные концертные залы и выстраиваться в очереди у Третьяковки.

Фото: Miguelangel Miquelena/Unsplash
Фото: Miguelangel Miquelena/Unsplash

3. Борьба онлайн-курсов и вузов за студентов станет напряженнее

Благодаря карантину многие поняли, что можно учиться не выходя из дома. И когда спадет пандемия, многие сделают выбор в пользу онлайн-образования или вообще откажутся от очного формата. Мы в Qmarketing Academy видим повышенный спрос на обучение профессиям в digital — многие хотят перезапустить карьеру в кризис.

Многие говорят о влиянии онлайн-обучения на социализацию студентов. Кто-то считает, что дистанционное образование приведет к тому, что люди разучатся находиться в обществе друг друга. Кто-то, напротив, убежден, что интернет может стать новым социальным институтом и служить таким же инструментом социализации, как школа или университет. Так или иначе, для полного перехода образования в онлайн понадобится время, но общий тренд виден уже сейчас.

4. Мы начнем относиться к тратам взвешеннее

В период пандемии люди разделились на два лагеря. Те, кому удалось сохранить заработок на время самоизоляции, столкнулись с проблемой или приятной неожиданностью — им стало не на что тратить деньги. Торговые центры и бутики закрыты, следом изменилось и отношение к потреблению. Мы осознали, что зачастую процесс выбора товара и траты денег важнее самой покупки.

Именно поэтому в некоторых семьях возникает финансовый профицит — люди стали ответственнее относиться к деньгам. В перспективе это вызовет новый бум «ответственного потребления». Кроме того, для таких людей пандемия стала отличной возможностью накопить на более серьезные покупки или на путешествия.

Вторая группа людей оказалась в затруднительном положении и ощутила серьезные финансовые проблемы: кто-то попал под сокращение, кому-то на время пандемии сохранили лишь часть зарплаты. Но и в этом случае расходы сократились.

5. Реклама станет другой

Наружная реклама — одно из самых пострадавших направлений бизнеса, ведь пешеходный трафик на улицах резко упал, а самые перспективные компании перенесли рекламу в онлайн. Аудитория стала уделять больше внимание товарам в digital. Чтобы выжить в условиях цифровой конкуренции, бренды используют формат нативной рекламы, делают упор на визуальную составляющую или громкие спецпредложения. Потребителям остается сравнивать цены, характеристики товаров и делать покупки.

Скорее всего, ситуация не изменится даже после пандемии. Люди привыкнут к онлайн-шопингу, а компании перебросят большую часть сил и средств на продвижение в digital.

6. В офисах станет меньше сотрудников

Сейчас многие компании впервые пробуют формат удаленной работы и понимают, насколько это удобно и экономично. Аренда офиса и его обслуживание — серьезная статья расходов в бюджете компании. Удаленка выгодна не только работодателям, но и сотрудникам: не нужно тратиться на проезд, бензин, стоять в пробках или вагоне метро в час пик. Не обязательно даже оставаться в определенном городе или стране.

У удаленки много преимуществ, поэтому часть компаний не упустит возможность сменить офисные кресла на домашние диваны — по результатам опросов, около 20% работодателей не собираются возвращать сотрудников в арендованные помещения. А те, кто все-таки решит вернуться в офис, полностью пересмотрят формат работы. Больший упор будет сделан на незакрепленные рабочие места, особое внимание уделят зонам отдыха и переговорным. Руководителям внешние рабочие места все же понадобятся для встреч с инвесторами, партнерами и клиентами. 

Удаленная работа освобождает время, которое можно потратить с пользой. Вырос спрос на сеансы психологов, увеличился процент людей, занимающихся спортом дома, стали более популярны электронные книги.

Пандемия приблизила наступление цифрового века и автоматизации. Для нас это отличная возможность грамотно расставить приоритеты в бюджетах, профессии, прислушаться к себе и своим желаниям, а также накопить внутренние ресурсы для комфортного выхода из режима самоизоляции.