Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Jeffrey Czum/Pexels

pexels-.jpg

Фото: Jeffrey Czum/Pexels

Ольга Королева:

Как COVID-19 повлиял на отельный бизнес в Европе

Редакционный материал
Туризм — одна из наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей бизнеса. Как европейские отели выживают в таких условиях и какие меры нужно предпринять, чтобы остаться на плаву, «Снобу» рассказала Ольга Королева, директор по управлению активами в департаменте недвижимости UFG Wealth Management
15 октября 2020 9:15

Ситуация с гостиничным бизнесом в Европе

Начнем с того, что в большинстве стран Европы (Испании, Италии и др.) и в России правительством были отданы прямые распоряжения о закрытии отелей на время самоизоляции. В Германии подобных директив не было, но, согласно отчету European Hotel Performance Update от компании STR, загрузка упала до минимальных 4–5% (доклад STR не был предназначен для широкой публики, делался по заказу профессионалов рынка и не публиковался, но он есть в распоряжении UFG Wealth Management) естественным путем: отменились командировки, мероприятия, закрылось авиасообщение. Люди перестали путешествовать, и в гостиничный бизнес пришел кризис.

После открытия европейских границ ситуация начала исправляться, но очень медленно. В целом гостиничная отрасль в Европе (загрузка на текущий момент — около 40%) восстанавливается медленнее, чем в США или Китае (загрузка под 50%).

По данным McKinsey, в США заполненность люкс-отелей на начало мая составляла 15%, гостиниц экономкласса — ~40%. Цены на акции в сфере гостиничного бизнеса с 1 января снизились на 60%, тысячи гостиниц и отелей закрылись — эксперты компании считают, что рынок восстановится не раньше чем к 2023 году. Если приводить в пример гостиницу из нашего портфеля, которая расположена в Дюссельдорфе (Германия), то в сентябре загрузка в ней была на уровне 21%, и это уже хороший результат по сравнению с апрелем и маем, когда загрузка была 4–9%. Положительный тренд виден, но для полноценного обеспечения работы гостиницы таких показателей недостаточно. В то же время наша статистика показывает, что полностью отменили бронирование номеров лишь 10% клиентов. Остальные перенесли бронь — либо на 2021 год (80%), либо на четвертый квартал 2020 года. Таким образом, можно рассчитывать на реализацию отложенного спроса — приоритетной задачей становится выживание отеля до указанного периода.

Лучше всего себя чувствуют региональные и курортные гостиницы. В среднем в крупных городах Европы загрузка отелей составляет 20–30%, а в регионах — 40–60%. Причиной этого стал рост внутреннего туризма — жителей страны больше интересуют курорты и региональные достопримечательности, чем столицы, где обычно сосредоточена деловая жизнь.

Также выросла потребность в необычных гостиницах и альтернативных продуктах: глэмпинге, экоотелях, домиках на деревьях или юртах.

Другой положительный для существующих гостиниц момент: инвестиции в секторе были заморожены, сроки сдачи строящихся отелей сдвинулись на один-два года. Снижение конкуренции поможет пережившим COVID-19 компаниям быстрее восстановиться.

Что делает бизнес

Несмотря на то что отрасль начинает постепенно восстанавливаться, все еще существует риск второй волны заболевания и новых ограничительных мер. К примеру, в Марселе и Мадриде снова введен карантин, а в Англии — серьезные ограничительные меры на часы работы различных заведений. Власти Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии определяют действующие на их территории ограничения самостоятельно, и в настоящий момент они в основном строже, чем в Англии. С 14 октября ограничительные меры вступят в силу в Ливерпуле и графстве Мерсисайд. Уже третью неделю находится на жестком карантине почти весь бизнес Израиля.

Отельеры не теряют бдительности и придерживаются мер, которые позволят им выйти из пандемии с минимальными потерями. Как правило, меры у всех более-менее одинаковые:

Максимальное сокращение расходов. Около 52% участников опроса, проведенного компанией Cendyn, сократили свои расходы в целом. 47% закрыли рестораны и прекратили маркетинговые активности, 41% закрыл часть площадей отеля и сократил персонал.

Предоставление скидок. Критически важно сделать свое предложение привлекательным для клиентов, но опыт финансовых кризисов прошлых лет показывает, что отмена скидок в будущем будет воспринята аудиторией лояльнее, чем рост стоимости номеров, поэтому многие отельеры выбирают именно такой формат уменьшения цен. Некоторые отельеры ввели также дневные тарифы.

Расширение клиентской базы при помощи нетипичных услуг. Один из наших отелей серьезно усилил работу с корпоративными клиентами, ввел новые программы лояльности и опции. Также подготовил предложения для проведения свадеб и других мероприятий, что было неактуально до карантина. Его пути следуют и прочие гостиницы: 41% респондентов, опрошенных Cendyn, придумали альтернативные способы использования ресторанов, 12% стали сдавать свои площади как рабочее пространство.

Акцент на чистоте и безопасности. Обязательный элемент для снятия опасений клиентов. Люди беспокоятся о своем здоровье, поэтому рекомендуем уделять санитарной обработке всех помещений максимум внимания и афишировать это.

Запланированная модернизация. На первый взгляд внедрение новых бизнес-процессов — это дополнительные затраты. Однако практика показывает, что использование сервисов автоматизации (удаленное заселение, бронь со смартфона, сенсоры для энергосбережения) быстро окупается и начинает приносить прибыль. 48% отельеров, опрошенных Cendyn, пустили свои ресурсы на разработку решений, улучшающих клиентский опыт, 41% занялся специальными проектами, а 59% освободившееся время потратили на обучение персонала.

Оптимизация работы с F&B. В одной из гостиниц мы сократили ассортимент завтраков и заключили договоры с сервисами доставки еды, что снизило расходы отеля без значимого уменьшения качества обслуживания.

Вышеперечисленных мер оказалось достаточно для того, чтобы обеспечить существование отеля в период первой волны коронавируса. По прогнозам владельцев, в 2021 году минимум пять месяцев они будут в минусе, однако компания проживет до восстановления рынка и реализации отложенного спроса без значимых сокращений персонала.

Фото: Jeffrey Czum/Pexels

Помощь государства и страховка

Правительства разных стран отреагировали на ситуацию по-разному. Большинство выдает предприятиям малого и среднего бизнеса субсидии или заверенные государством кредиты. Но есть и другие меры.

Так, еще в марте Германия анонсировала отмену социальных взносов по зарплатам сотрудников на пять месяцев, но на практике сделала только отсрочку платежа на два месяца.

В Италии правительство приостановило сбор налогов и прочих выплат для наиболее пострадавших отраслей бизнеса, также предприятиям возвращена часть аренды.

Правительство Франции также приостановило сбор налогов и социальных взносов, а кроме того, создало «фонд солидарности», в который могут вкладываться частные компании для предоставления помощи самозанятым и малому бизнесу.

В Голландии в настоящее время есть только два вида компенсации. Правительство компенсирует до 90% затрат на ЗП с апреля по сентябрь, при условии что падение выручки относительно прошлого года составило –80%. Если падение выручки ниже, то и компенсация меньше. В среднем, по подсчетам UFG Wealth Management, получилось до 50–60% компенсации. Пока не знаем, будет ли продление этой меры до конца года. Кроме того, правительство Голландии предоставило отсрочку выплат налога на три месяца.

Что ждет нас в будущем

По данным исследовательской компании STR, к концу 2020 года средний доход на номер все еще будет на 30–40% ниже показателей 2019 года. При этом загрузка отелей будет восстанавливаться быстрее — к концу года разница с 2019 годом будет составлять 20–30%, а уже в 2021 году она составит 50–60%, что на 10–15% ниже показателей 2019 года. В 2022 году загрузка отелей полностью выйдет на докризисный уровень.

Быстрее всего восстанавливается Китай — прочие страны пока ведут себя осторожно и ждут распространения вакцины, которая станет сигналом о возвращении к прежней жизни.

Однако всю отрасль недвижимости ожидают серьезные изменения, поскольку кризис повлиял на мышление людей и они стали лучше относиться к онлайну. Это означает, что не только часть сотрудников останутся на удаленке навсегда, но и что бизнес-мероприятий станет меньше. Зато вырастет ценность офлайн-мероприятий, так как люди будут нуждаться в большей социализации при работе из дома. Это повлияет и на всплеск количества качественных бизнес-мероприятий и числа их организаторов в середине 2021 и 2022 года и, как следствие, на количество бизнес-поездок по Европе и миру.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Главные факторы трансформации рынка товаров и услуг — диджитализация и развитие искусственного интеллекта. Появились магазины без продавцов, кассы самообслуживания и заказ продуктов через приложения с доставкой еды за 15 минут. COVID-19 в этом году оказал существенное влияние на многие тренды, ускорив их развитие. Как эти тренды влияют на поведение покупателя, каким будет шопинг в ближайшем будущем, какие сервисы плотно войдут в нашу жизнь и как меняется отношение россиян к потреблению в целом, рассказывает Анна Миронова, директор по продажам AB InBev Efes
2020-й кардинально трансформировал привычную реальность. Изменения коснулись не только социальных аспектов жизни, но и бизнеса. Очевидно, что маркетинг не стал исключением. О том, почему он никогда не будет прежним, какие маркетинговые инструменты останутся с нами надолго и почему брендам стоит взять их на вооружение, рассказывает Евгения Глобаж — маркетинговый эксперт с 12-летним опытом в индустрии и соосновательница агентства стратегического маркетинга Shiba500 в Нью-Йорке
Как изобретения промышленного дизайна меняют жизнь больших городов и когда это будет доступно в России, рассказывает Михаил Крапивной, основатель конструкторского бюро Man & Technologies

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.