Кадр из фильма: Пресс-служба
Кадр из фильма: Пресс-служба

Если в рецензии на какой-нибудь фильм вам сообщат, что между актерами на экране возникает химия, немедленно прекращайте чтение и промойте глаза Паустовским. Во-первых, это звучит чудовищно, а во-вторых, нет там никакой химии — только физика. В крайнем случае, астрофизика, как в «Супернове»: сила упругости, колебания невидимых струн, электрические разряды, магнитные поля и движение галактик, которые рождаются и умирают каждую секунду, осыпая нас звездной пылью.

Кадр из фильма: Пресс-служба
Кадр из фильма: Пресс-служба

«Супернова», которую российские прокатчики почему-то не стали называть «Сверхновой», — вторая картина Гарри Макквина, выходящая на экраны спустя шесть лет после его дебюта, нежной и тонкой «Прибрежной зоны», отчасти с ней перекликающаяся. Если там герои ехали на стареньком «вольво» в зимний Корнуолл, то Сэм и Таскер из «Суперновы» путешествуют в «доме на колесах» по осенней Камбрии. Англичанин Сэм (Колин Ферт), пианист, который готовится дать свой первый концерт после долгого перерыва, бородат, статен и по-британски сдержан. Американец Таскер (Стэнли Туччи), писатель, вроде бы работающий над новым романом, лыс, саркастичен и ворчлив. Они вместе уже не один год (и даже, кажется, не один десяток лет), и, возможно, когда-то их гомосексуальность дала бы режиссеру повод поговорить обо всем том, что пришлось пережить героям из-за своей ориентации, но квир-фильмы давно уже не те. Правда, Таскер, разразившись гневной филиппикой, направленной против тирании навигаторов, упоминает одиозный «Параграф 28», тэтчеровский вариант закона о пропаганде гомосексуализма, однако «Супернова» — это кино не о правах меньшинств или проблемах гендера, а, как и положено хорошему фильму, история любви и боли.

Кадр из фильма: Пресс-служба
Кадр из фильма: Пресс-служба

У Таскера быстро прогрессирующая деменция: он уже забывает некоторые слова, с трудом одевается и понимает, что скоро перестанет узнавать не только Сэма, но и самого себя. Их поездка по Озерному краю, где они встретились много лет назад, в сущности, прощальная, и осенние пейзажи, снятые оператором Диком Поупом, которого номинировали на «Оскар» за «Иллюзиониста» и «Уильяма Тернера», полны солнца и печали. Сэм к тому же готовится завершить свою карьеру музыканта: даже на выступление, ставшее поводом для их путешествия, он согласился только ради Таскера. Сыграв этот концерт, он собирается посвятить себя главному делу своей жизни — заботе о том, кого когда-то полюбил в этих сказочных местах.

Кадр из фильма: Пресс-служба
Кадр из фильма: Пресс-служба

Макквин снял картину настолько целомудренную, что оскорбиться ею вряд ли удастся даже самым радикальным защитникам консервативных ценностей. То есть для профессионалов своего дела нет, разумеется, ничего невозможного, однако любовь в «Супернове» показана не столько как объятья и поцелуи, сколько как тысячи мелких жестов и касаний — начиная с первой сцены, когда Сэм, почти не глядя, находит очки Таскера, которые тот поднял на лоб. Одного этого движения достаточно, чтобы понять: перед нами семейная пара с многолетним стажем. Колин Ферт и Стэнли Туччи, которые дружат уже 20 лет, играют точно и тонко, так что будет удивительно, если хотя бы один их них не получит в этом году статуэтку от американской Киноакадемии. Это действительно никакая не химия, а физика хрупких тел, которые с такой силой притянулись друг к другу, что превратились в единый организм. Однако скоро одна из его частей исчезнет, растворившись в сером мареве деменции, и Сэму придется не только одевать Таскера или произносить за него речи, но и любить за двоих — за себя и за человека, от которого через год или два останется только оболочка. Но это еще не самое сложное: гораздо труднее осознать, что у того, ради кого ты живешь, тоже есть право делать выбор и принимать решения. 

Кадр из фильма: Пресс-служба
Кадр из фильма: Пресс-служба

«Супернова», по большому счету, не имеет никакого отношения к астрономии, даром что Таскер повсюду возит с собой телескоп и любит рассуждать о том, что все мы состоим из молекул звезд, которые сгорели в миллионах световых лет от Земли. Однако больше всего этот обманчиво простой фильм похож на маленькую галактику, в вихре которой все постоянно движется и переплетается, так что уже не разобрать, где эгоизм и где самопожертвование, где сила и где слабость, где любовь и где смерть. В конце концов, если звезды умирают, значит, это кому-нибудь нужно.

Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь