Все новости
Редакционный материал

Мираж по имени Элиза. К открытию XIII фестиваля VIVACELLO

Вчера в концертном зале «Зарядье» стартовал один из самых изысканных музыкальных фестивалей столицы VIVACELLO, целиком посвященный виолончельной музыке. В программе наряду с высокой классикой прозвучат и произведения современных авторов, специально написанные по заказу фестиваля. На премьере одного из них — «Элиза, мой мираж» (Elise mon mirage) французского композитора Самюэля Струка — побывал главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
10 ноября 2021 15:05
На фестивале VIVACELLO Фото: Евгений Евтюхов

«Это и есть Элиза?» — спросил я господина в маске, пока она смущенно раскланивалась и принимала поздравления, прижимая руки к груди. Милая блондинка. Половина лица скрыта под маской, как теперь полагается. Волосы собраны в узел. Платье в крапинку. «Да, это Элиза», — подтвердил мне ее спутник. В его голосе слышалась неподдельная гордость. Вчера эта француженка стала героиней вечера открытия 13-го фестиваля VIVACELLO. 

Только что отзвучали последние аккорды произведения, которое было посвящено ей. Концерт для виолончели и гитары с оркестром «Элиза, мой мираж». Автор — молодой французский композитор, гитарист и дирижер Самюэль Струк. 

Для фестиваля VIVACELLO имя не новое. В 2019 году Самюэль дебютировал в Москве с двойным концертом для виолончели и аккордеона «Греза Майи». Майя — его дочь. Элиза — жена. В «Зарядье» состоялась международная премьера его нового концепта. 

На фестивале VIVACELLO Фото: Евгений Евтюхов

VIVACELLO — единственный виолончельный фестиваль в России. Скрипичных и фортепианных фестивалей сколько хочешь. А виолончель громоздкая, большая. С ней тяжело во всех смыслах. Мне всегда жаль смотреть на несчастные создания, которые тащатся поутру в музыкальную школу, сгибаясь под ее тяжестью. Играть на виолончели могут лишь настоящие стоики. Это музыка на вырост, на аттестат зрелости. По-настоящему она раскрывается только во взрослом возрасте. Виолончель требует мудрости души и недюжинной силы в руках. У нее и звук такой — глубокий, волнующий, серьезный. Голос скрытых страстей и горьких мужских исповедей. Так играл Пабло Казалес, так играл Мстислав Ростропович — горькие монологи изгнанников. Но есть и роковая Наталья Гутман — женщина-феникс, женщина-птица, словно парящая со своей виолончелью в подлунном мире. 

Борис Андрианов на фестивале VIVACELLO Фото: Евгений Евтюхов

Фестиваль VIVACELLO, придуманный его арт-директором Борисом Андриановым при поддержке и патронаже президента фестиваля Иветы Манашеровой, — это каждый раз не просто состязание в виртуозности, но диалог музыкантов разных поколений и школ. Это всегда приглашение к неторопливому и осмысленному разговору. 

Ивета и Тамаз Манашеровы Фото: предоставлено пресс-службой Vivacello

Вот и на этот раз наряду с концертами традиционного филармонического формата планируется вечер джаза. Кроме признанной классики Моцарта, Генделя, Брамса, прозвучат произведения и совершенно новые (традиционно большая часть программы каждого фестиваля — мировые и российские премьеры). Впервые должна была быть представлена хореография — спектакль Bolero-Extended в исполнении коллектива из Литвы Seiko Dance Company. Но вчера выяснилось, что, увы, из-за сложной эпидемиологический ситуации гастроли литовцев отменены.

Ждут и признанных звезд. Впервые в Россию приезжает выдающийся немецкий виолончелист Альбан Герхард с программой из произведений Шумана и Прокофьева. 

Но если бы даже на VIVACELLO исполнили всего лишь один вчерашний концерт «Элиза, мой мираж» Самуэля Струка, то фестиваль можно было бы считать состоявшимся. 

Альбан Герхард Фото: предоставлено пресс-службой Vivacello

Не берусь описывать, что это за музыка. И совсем не хочется цитировать буклет. Там все слишком туманно. А у Струка музыка предельно зримая, осязаемо-плотная. И никакой не мираж. А крик, прощальный вопль с другого берега, последнее объятие перед тем, как наступит конец. Тут слышится и андалусская сарабанда, и аргентинское танго. В ней закодированы и присутствуют разные культурные коды: джаз, этника, французский шансон, чистая импровизация. Музыка как кровь, хлещущая из раны. Кажется, что она ни на секунду не убывает, грозя затопить собой подмостки и притихший зал. 

А еще это дуэт-схватка, который ведут виолончель и гитара: мужской голос и женский. Струнный перебор и нежность, струнный перебор и глухой стон, рвущийся из груди. Гитара Дмитрия Илларионова вспоминает, грустит, обещает, зовет в туманные несбыточные дали. А виолончель Бориса Андрианова, впившись своим острием в пол сцены, сурова и неподвижна. Ее соло — это неистовый мужской монолог о страсти. И кажется, что струны, как жилы, сейчас порвутся от напряжения. И смычок гневно грозит небу, взмывая ввысь. Любовь — это серьезно. Ничего не проходит, ничего не обрывается даже с последним вздохом.

Как женское лицо, Элиза — мой мираж,

Ты знаешь, что завтра меня не станет,

Но глубоко в душе я верю, что там наверху

Небо как земля,

Вода как огонь

Солнце — это Луна,

Чьи лучи — твои волосы,

Так я буду вечно

Рядом с тобой,

Моя любовь.

Все это сочинил специально для VIVACELLO Самуэль Струк. Высокий, красивый француз, потрясший нас вчера своей музыкой и силой своей любви. 

А Элиза, его жена, стояла в амфитеатре «Зарядья» и хлопала вместе со всеми, желая своим видом показать, что дело не в ней, а в нем. Только в нем! И такое было счастье — видеть потом их обоих, переживших этот шквал музыки и аплодисментов. Двое после урагана. Но они выжили и даже приветливо улыбались всем, кто подходил их поздравить. И тоже, как я, хотел удостовериться: «Это Элиза?» Все-таки не каждый день можно воочию увидеть мираж, ставший прекрасной музыкой.

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Сергей Николаевич
В петербургском Музее Фаберже открылась сенсационная выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала». 23 картины, несколько десятков рисунков, документальный фильм — и это все про нее, одну из самых знаменитых женщин ХХ века Елену Дьяконову (1894–1982), вошедшую в историю под коротким и звучным именем Гала. О судьбе музы Сальвадора Дали и о выставке в ее честь размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
Нина Агишева
Сенсацией сезона 2021 года стала постановка «Чайки» в Театре им. А. С. Пушкина. Одна из главных пьес русского классического репертуара идет здесь под названием «Костик», а от канонического текста осталось немного. Однако, по мнению театрального обозревателя «Сноба» Нины Агишевой, сегодня это самый чеховский спектакль на российской сцене
Сергей Николаевич
Московские театральные события напоминают мыльную оперу или индийскую мелодраму. Одной из героинь стала, против своей воли, народная артистка СССР Татьяна Доронина. О ней пишет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич