Михаил Гетьман
Фото: из личного архива
Михаил Гетьман

С чего начинается создание новых лекарственных препаратов?

В основе любого препарата лежит какое-либо химическое вещество, оно имеет молекулярную структуру. Поэтому, когда появляются инновационные лекарственные средства, на профессиональном жаргоне мы называем их «новые молекулы». Но на самом деле история начинается за 5–7, а иногда и за 10 лет до выхода на рынок. Так, на рынке муколитических средств, применяемых для разжижения и выведения мокроты при влажном кашле, представлено несколько поколений. Самое новое поколение молекулы, эрдостеин, было разработано еще в конце XX века, и только в последнее десятилетие препарат на основе эрдостеина появился в продаже.

Первый этап — поисковые исследования — обычно длится 1–2 года. Сначала производится поиск веществ с наиболее многообещающими свойствами в отношении какого-либо таргета, например определенного рецептора в организме. Эта стадия называется hint to lead (выбор лидера). Затем наиболее перспективные вещества изучают на лабораторных моделях (in vitro) и проводят серию экспериментов на животных (in vivo).

Второй этап — регуляторные исследования. Здесь специалисты проверяют отобранные вещества на различные виды токсичности, чтобы доказать безопасность. Хотя, конечно, это относительное понятие, ведь побочные эффекты есть всегда. Допустим, если мы изучаем молекулу с противоопухолевым действием, то понимаем, что она далеко не безопасна. Однако при лечении смертельно опасного заболевания такая токсичность приемлема. Это же вещество теоретически можно использовать и для лечения, например, ОРВИ, но делать этого никто не будет, потому что вред превысит лечебное воздействие.

Фото: FREEPIK

Если разработчик убедился, что показатели безопасности препарата приемлемы, что происходит дальше?

Он собирает все данные (результаты исследований, выводы экспертов) в досье и представляет его в регуляторное ведомство. В Российской Федерации это Минздрав, в Соединенных Штатах — FDA, в Европейском союзе — минздрав соответствующей страны. Если регулятор считает, что относительная безопасность вещества доказана, то выдает разрешение на проведение первой фазы клинических исследований — с участием людей. Сначала проверяют, как новую молекулу переносят здоровые добровольцы (некоторые серьезные препараты, например против онкологических заболеваний, изучают сразу у больных пациентов, так как считается неэтичным давать их здоровым).

Если переносимость препарата признается удовлетворительной, то результаты исследования снова приносят в регуляторное ведомство, где получают разрешение на вторую фазу исследований. Их цель — подтверждение концепции. То есть препарат уже начинает применяться у целевой категории пациентов. Иногда в чистом виде, иногда — в сравнении с плацебо (опять же в случае с онкологическими больными так не делают). Вторая фаза занимает еще пару лет, после ее завершения разработчик снова идет за разрешением — на третью фазу. Это пивотальные исследования, то есть важнейшие, ключевые, их проводят у достаточно большой популяции, включающей в себя несколько тысяч пациентов.

Как проходят такие финальные исследования? 

Сравнивают действие новой молекулы и «золотого стандарта терапии», то есть наиболее эффективного лекарства, которое сегодня применяют для лечения определенного заболевания. Существуют разные формы и дизайн таких исследований. Новый препарат может показать супериорность, то есть превосходство над «золотым стандартом» или же нонинфериорность, то есть работать не хуже, чем уже известные препараты. После завершения этих исследований регулятор принимает окончательное решение о допуске продукта на рынок и выдает регистрационное удостоверение. 

Фото: FREEPIK

Дальше препарат уже выходит на рынок?

Да, начинается этап запуска, лонча, обычно он связан с активной работой по продвижению нового средства. Если препарат безрецептурный, то можно использовать широкие каналы рекламы, в том числе телевидение. Хотя новые молекулы всегда вначале рецептурные. Если все прошло успешно, то лекарство начинают рекомендовать врачи и применять пациенты — оно получает известность, хорошо продается, и такой результат сохраняется в течение продолжительного времени. До тех пор, пока препарат не теряет патентную защиту.

С чем связана потеря патентной защиты?

Компания патентует новую молекулу в самом начале, срок действия патента — 20 лет, из них около 10 лет тратится на этап исследований. Соответственно, препарат выходит на рынок с остаточным сроком действия патента. В этот период компания-производитель является монополистом. Но через 10 лет присутствия на рынке действие патента заканчивается, вот тогда подключаются компании, которые занимаются производством дженериков (последователи, копии) — они берут молекулу и на законных основаниях выпускают копию. 

Естественно, в этот момент продажи оригинального препарата падают, так как  появляется более дешевая альтернатива, ведь дженериковой компании не нужно тратить время и средства на исследования. В то же время, если говорить о «рынке» молекулы, а не конкретного торгового наименования, то он, наоборот, растет. Потому что дженерики повышают доступность терапии, формируют дополнительные возможности для людей, которые раньше не могли себе позволить оригинальный препарат. Таким образом, продажи молекулы продолжают расти и достигают своего плато.

То есть можно выделить два класса лекарственных препаратов: полностью инновационные и дженерики?

Есть еще препараты с улучшенными характеристиками. Что это такое: молекула потеряла патентную защиту, на рынке уже много ее копий, но тут какая-то компания берет это же действующее вещество и улучшает его свойства, связанные с биодоступностью. Каждое вещество обладает определенным механизмом действия — допустим, он связан с тем, что молекула крепится к какому-то рецептору и блокирует его или, наоборот, активирует. Но до рецептора нужно еще добраться — а он может быть расположен в труднодоступном месте.

Фото: Volodymyr Hryshchenko / Unsplash

Например, пациент с болезнью Крона — воспалительным заболеванием толстого кишечника — пьет таблетку, она распадается в желудке или в двенадцатиперстной кишке, начинает всасываться, и только маленький процент действующего вещества доходит до необходимого органа через системный кровоток. Как нам доставить действующее вещество неизменным? В желудке кислая среда, в двенадцатиперстной кишке скорее нейтральная, в толстом кишечнике более щелочная. Если мы сделаем форму препарата, которая будет распадаться только в щелочной среде, тогда и таблетка у нас дойдет целой и невредимой до целевой зоны и все 100% вещества попадут туда. То есть молекула будет та же самая, а эффективность препарата существенно улучшится.

Как можно отличить обычное лекарство от улучшенного? 

Четкой характеристики нет, но я бы сказал так: если препарат называется по действующему веществу, например аторвастатин, то он точно не улучшенный и, скорее всего, дженерик. Кроме того, оригинальный препарат изначально делается в наиболее целесообразной лекарственной форме, однако компания-разработчик обычно оставляет потенциал для улучшения свойств своих уже известных средств. Поэтому в дальнейшем может выпускать все более эффективные лекарства. 

Беседовала Ирина Федотова

Реклама
Рекламодатель: ООО «Си Эс Си ЛТД»

Одно из инновационных средств от «влажного» кашля, недавно появившееся в продаже, — «Эдомари». Это оригинальный муколитик на основе молекулы нового поколения эрдостеин. Разработан и производится в Италии, пройдя все сложные этапы экспертизы, был успешно зарегистрирован в России. «Эдомари» работает в нескольких направлениях: помогает дышать свободно, способствует снятию воспаления, имеет антиоксидантный эффект, что препятствует прогрессированию заболевания и переходу в хроническую форму. А кроме того, усиливает действие антибиотиков и не оказывает негативного влияния на слизистую желудка. Бывают случаи, когда пациенты отмечают улучшение состояния уже после первого приема препарата.

Перед применением внимательно ознакомьтесь с инструкцией. О возможных противопоказаниях и побочных действиях проконсультируйтесь с врачом.