Он взволнованно раздражен отстраненным ответом.
— Это не статистика, старина. (Здесь хотел сказать «мудила», но дворянственно сдержался. —
С. Б.). Это жизнь. Точнее, смерть. Околение (не путать с поколением. —
С. Б.) старого кинематографа. Всего, что мы делали. За что получали «Оскары», пальмовые ветви и прочую
***. Понимаешь, «Дау» — это вот как братья Люмьер. (Никогда не понимал, почему их не называют «братья ЛюмьерЫ», сообразно множественной грамматике. Ну Люмьер так Люмьер, хер с ними. Не раздражаться же из-за буквы Ы. —
С. Б.) Не просто поезд поехал на людей из пространства и довел кого-то до панического азарта — возникла новая, невиданная прежде отрасль культуры. Появилось нечто, отменяющее по отдельности старый театр, старую фотографию, даже старую музыку. И подчиняющее все прежние искусства — себе. Так начала возникать фабрика грез, а это стократно больше, чем все частные искусства прошлого. Кинематограф не просто был для развлечения глаз, он создал материальную галактику. Из поля и вещества. Так и здесь, у них. Зритель больше не смотрит на экран с понятным концом. Или даже непонятным,
*** с ним. Он просто становится частью тотального перформанса и попадает на пленку. Стирается граница миров, экрана и обыденной жизни, прежде непроходимая. Всё случайное в этой тотальности закономерно, а закономерное — случайно. И когда ты внутри такого кино, хотя его уже нельзя называть кино, это неполно и некорректно, — ты сам себе сценарий и постановка. Фиксированного сценария нет. Его творят все, кто живет в этом открытом проекте. И звезды в старом кинопонимании уже нет — каждый сам себе звезда. Это и есть метаискусство, которое они сделали. В нем нет места викторианским привычкам, стандартам голубого модерна, старческому убогому кашлю. Понял?
Он так артикулирует руками, что не понять невозможно. Но я понял — не всё. Особенно, почему модерн вдруг — голубой. Голубыми бывают горы, города, даже люди, но модерн?
Мне было страшновато, но лишь потому, что арманьяк иногда действует мягче нужного. По четвертой?
Он действительно так распален или прикалывается надо мной? Может, это текст будущей рецензии, разыгрываемой перед фиктивной аудиторией в одном белковском лице?
— Так это что-то типа как «Шоу Трумэна»? Или «Пурпурная роза Каира»?
Я сам чуть удивился, что знал и помнил такие названия. В последние годы жизни я такие картины как бы и не смотрел.
Мэтр морщится. Он вспоминает, что пригласил в гости лоха и с конкретными целями, которые еще лоху не озвучены. Ненавижу глагол «озвучить» в этом конторском смысле, но не могу его не использовать. Это мой долг перед цивилизацией Патриарших прудов, еще не превращенной органическим гением в сплошной перформанс.
— Ну что ты, какое там «Шоу Трумэна»… В любой картине прошлого есть творец и зритель, субъект и объект. Технология творения — дело двадцатое. Смотришь ли ты «Осеннюю сонату» или «Дом-2» — принципы кино не меняются. А «Дау» — это полное снятие субъект-объектной оппозиции. Творец и зритель суть одно. Они неразделимы и при том не размешиваются друг в друге.
— Как Отец и Сын в Господе?
У Х. слегка подкосились морщины. Он, верно, сам хотел отметить нечто подобное, но не успел. И не ожидал услышать такую репризу от примитивного алкаша из местных.
Впрямую он не прокомментировал моей догадки.
— Нас предупреждали философы. Но я не думал, что этого удастся добиться вот в наши времена, на моем веку. Что я теперь могу снимать, спрашивается? Знаешь, говорили, что после Освенцима нельзя писать стихов. Но промахнулись. Стихов стало еще на порядок больше. Словно они нужны кому-то, кроме сожженных лагерных евреев. А после «Дау» нельзя снимать обыкновенное кино. И я даже смотреть кино больше не могу, по большому счету. А ведь я еще не стар. Работать и работать. Семьдесят четыре всего.
Между нами, 78 с половиной — С. Б. Но выглядит он пристойно, так что не придираемся.
Первая бутылка закончилась. И он не настолько увлечён смертью мирового кинематографа, чтобы не достать стремительно следующую. О, ждать чтобы дождаться, это Bowen, хотя и только VSOP. В биполярном сиянии персиков и абрикосов.
Яблочки и балык оставались нетронутыми, словно жёстко предвидели свою участь.
— Что вы мне поручите, маэстро?
Под влиянием алкоголя я становлюсь немного развязен. С возрастом это только усугубляется. Надо взять под контроль, пока не поздно.
— Ты можешь написать какое-нибудь жуткое дерьмо про «Дау»? Ты же специалист по жуткому дерьму. Я попросил бы других. Но вряд ли кто-то возьмется. Все, кто видел, заворожены величием проекта. Только ты, я подумал. Или кого вместо себя порекомендуешь, если сам не решишься.
И, не давая опомниться:
— А ведь сейчас еще Звягинцев начинает снимать про блокаду Ленинграда. И, кажется, тоже хочет построить цивилизацию и делать посткино, как в «Дау». Настоящие трупы рассыплет по снегам Петербурга. Выведет из колоний живых людоедов и отправит их кушать прохожих. Перекроет транзит через Ладогу. Говорят, льды и снега уже постелили, чтоб ни пройти, ни проехать. Это будет второй удар. Ты можешь написать что-то, чтобы заставить людей заподозрить мистификацию, дикий фейк, какой-то очень пошлый подвох? Что, мол, нет никакого метаискусства, превосходящего весь кинематограф, а просто сплошное
*** трепетного русского ума.
Почему не дрожащей русской души? Ее
*** гораздо органичней. Ключевое слово — пошлый. Частично он идет по стропилам моей креативной конструкции. Молодец. Он молодец или я — в данном случае несущественно.
Должен ли я обижаться на статус, даже бы сказал, на маркер мастера дерьма? Нисколько. В будущем нас ждет не только тотальное порно Дау-Люмьера. Но и переосмысление роли говна. Вон, тот же Черчилль,
*** не понимавший в коньяке, говорил, что только свинья смотрит на человека как равного. Собака, дескать, снизу вверх, кошка — сверху вниз, а вот свинья… Она состоит из всех элементов человечины. Потому древние евреи запретили есть ее внутрь и запрет транслировали муслимам. Так и говно — полное отражение, суть и квинтэссенция человеческого экземпляра. Человеческий материал в чистейшем смысле такого термина. Я намедни прочитал на сайте «Хайтек плюс», что уже придуман серафический стартап: сделать самую полноточную базу данных, big data о человечестве — на основе всеобщего анализа кала. Чтобы точно знать, кто что за человек и чего от него ожидать / никогда не ожидать — изучаешь состав его экскрементов, дело с концом. Появляется говнокарта — идеальное досье. И на охраннике Бабиче с какого-то дня будет числиться не группа его крови, но номер сорта говна. Если, конечно, стартап сработает до того, как среднего лейтенанта найдут обглоданной тушкой в подвале «Неближнего света».
Да и в манере anything goes отпугивать от чего бы ни было все еще способно неподдельное, органическое, субъектно-объектное говно. И только оно.
«Бовен ВСОП» пошел даже лучше. Видать, по второму закону диалектики — перехода количества в качество. Я возьмусь, отчего же нет. Х. забыл прерваться.
— А ты, кстати, знаешь, что в «Дау» снялся патриарх?