Аркадий Ипполитов:
Ночной столик cпящей красавицы

+T -

В музее-заповеднике «Царицыно» готовится выставка «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И. А. Всеволожского», посвященная эпохе Александра III. Те двадцать лет (1881–1899), что Иван Александрович Всеволожский занимал должность директора императорских театров, часто называют «золотым веком»: при нем состоялись мировые премьеры «Спящей красавицы», «Щелкунчика» и «Пиковой дамы», при нем работали балетмейстеры Петипа и Иванов, заложившие основу мифа русского балета, при нем выдвинулся целый ряд выдающихся исполнителей, составивших славу русского искусства. Все это хорошо известно, однако рисунки из коллекции его заместителя В. П. Погожева, долгое время неизвестные широкой публике, открывают деятельность Всеволожского совсем с неожиданной стороны

Поделиться:
Иллюстрация: частная коллекция, Санкт-Петербург
Иллюстрация: частная коллекция, Санкт-Петербург
Художник монтировочной части П. А. Григорьев. Бумага, акварель

Нет вроде бы ничего более далекого от политики, чем балет «Спящая красавица». А вот поди ж ты, у Ивана Александровича Всеволожского, директора императорских театров, который в 1890 году выпустил «Спящую красавицу» на сцену Мариинского и создал костюмы к этому балету, есть рисунок La table de nuit de la belle au bois dormant, «Ночной столик спящей красавицы». С точки зрения политической цензуры рисунок был абсолютно непроходим. На серо-коричневом фоне составлены непрезентабельные предметы, снабженные головами. Лица, известные всей России: Победоносцев, Катков, Толстой, Делянов – главные советники Александра III, определившие дух эпохи, именующейся «эпохой контрреформ». Тощий Победоносцев со своей остренькой мордочкой – закладка в книге, Толстой – склянка с морфием, Катков – колокольчик для вызова прислуги, Делянов – свечной гасильник. Рисунок – острая карикатура, изображающая общее состояние России, которая и подразумевается под la belle au bois dormant, «спящей красавицей леса». Всеволожский использует образ сказки Шарля Перро, но никакого Версаля, никакого праздника – сплошная унылость, сборище зомби. Рисунок читается как аллегория беспросветности русской жизни и парадоксальным образом связывает «Спящую красавицу» Перро-Чайковского со «Скучной историей» Чехова, замечательно передающей настроение времени. Рисунок сделан, видимо, где-то во второй половине 1880-х годов, и его можно рассматривать как подтверждение того, что с балетами Чайковского все не так уж и просто. У Всеволожского, когда он рисовал костюмы в стиле Франциска I и Людовика XIV для столь вроде безобидной с точки зрения политической цензуры феерии, в сознании подспудно сидело уподобление империи опутанному колючками мертвому царству. Не случайно же «Лебединое озеро» стало знаком политической реакции.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 2 комментария

Обычно с дрожью в руке кликаю на обзоры искусства. Была приятно поражена Вашим обзором. Отличное ревью! Большое спасибо. :))

Спасибо, крайне интересное и полезное чтение. И приятно "тенденциозный" подход

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

?
Все новости