Мировые цены растут вместе с модой на органические продукты. Но массовое убийство газонных лужаек связано не только с этим: американцам просто стало скучно поливать газоны
Мировые цены растут вместе с модой на органические продукты. Но массовое убийство газонных лужаек связано не только с этим: американцам просто стало скучно поливать газоны

В своем поместье в Коннектикуте сад с яблонями и сливами Оскар де ла Рента разбавил грядками с помидорами, цуккини и капустой. «Сад – это жизнь. Чтобы завершить его, я должен умереть», – патетически объясняет дизайнер свое увлечение. Оскар, хоть и модный дизайнер, на грядках о моде не думает. Наоборот, тут он от дизайна отдыхает. Но все равно получается красиво – такой он человек. Зато менее поэтичные резиденты дорогих районов вроде Хэмптона или Новой Англии взялись за огороды именно потому, что модно. И тратятся на ландшафтных художников, которые теперь озабочены оформлением грядок вместо альпийских горок. 

От десяти до семидесяти тысяч долларов – таковы цены на дизайнерский огород. Цветы, травы и овощи располагаются в potager по цвету и фактуре – так раньше смешивали декоративные растения. Теперь же на равных правах с цветами появляются съедобные посадки. Главная задача – удивить гостей, проведя их по участку и накормив доморощенными плодами. 

Шикарный potager на закрытом участке состоятельного американца заметен лишь гостям его дома. По-настоящему изменить лицо Америки в ближайшее время сможет массовый огородный бум, который охватил американцев из пригородов. Святое место одноэтажной Америки – лужайка перед домом – скоро будет засажена огурцами, сельдереем и петрушкой. 

«Атака на газон» – так и называет свою деятельность Фриц Хэг, самый модный персонаж среди американских ландшафтных дизайнеров. В этом году Хэг был главным гостем биеннале в музее Whitney. А это верный знак, что ландшафтного дизайнера признали настоящей арт-звездой. 

В своей книге, тоже выпущенной в нынешнем году, Фриц Хэг призывает превратить лужайки в полезное пространство, засадив орешниками и овощами. Времена изменились, считает художник. «Раньше, если вы вскапывали лужайку перед домом и сажали семена, вас попросту считали хиппи», – говорит Фриц Хэг. Чтобы узаконить смерть лужаек, он создал проект «Съедобный участок». 

Попутно Фриц Хэг проповедует возврат к органической пище. Делает он это для того, чтобы сделать модной скучную лужайку, разнообразив ее овощами и фруктами. «Моя лужайка идеально ровная. Она залита солнцем, и на ней совсем нет пестицидов. Моя жена отказывается ее поливать», – написал Фрицу программист Майкл Фотис из калифорнийского города Лэйквуд. Майклу попросту надоел газон. В ответ Фриц Хэг предложил высадить на участке перед домом Майкла грейпфруты и апельсины. Майкл согласился и стал одним из первых участников проекта «Атака на газон». Теперь его жена отказывается поливать грейпфруты.

Каждый огород Фрица Хэга имеет свой набор растений в зависимости от образа жизни, традиций и привычек клиента. На лужайке семьи Кокс в канзасском городе Салин растут стручковый перец и деревья карри. Это дань индийским корням мистера Кокса. На собственном участке в Лос-Анджелесе Фриц Хэг выращивает капусту и фейхоа. 

Огород от Фрица Хэга стоит несколько тысяч долларов. Правда, его проекты финансируются музеями и фондами как художественные, а основные работы ведут волонтеры. Поэтому хозяин участка обычно не платит ни цента. «Самый дорогой огород мы сделали для одного жилого квартала в Лондоне, – рассказывает Фриц Хэг. – Кажется, он стоил около двадцати тысяч долларов, и его оплачивал музей Tate Modern». Еще один, за двенадцать тысяч, Фриц сделал для семьи из Нью-Джерси. 

Далеко не все американцы стремятся воспользоваться услугами ландшафтного дизайнера, даже если у них есть деньги. Финансовый аналитик Винсент Чилдерс у своего дома в городе Фэйрфилд (Коннектикут) все садовые работы ведет вместе с женой по выходным. Сначала их посадки «претендовали на то, чтобы быть настоящим огородом»: на участке росли помидоры, огурцы и даже арбузы. Но потом Винсенту показалось, что все выращенное, кроме помидоров, несъедобно, и семья Чилдерсов избавилась от большинства грядок. «Мои жена и дети по-прежнему едят эти помидоры», – рассказывает он.

Фриц Хэг – самый модный ландшафтный дизайнер. Он призвал всех копать грядки, но делать это красиво
Фриц Хэг – самый модный ландшафтный дизайнер. Он призвал всех копать грядки, но делать это красиво

В Сан-Франциско компания MyFarm решила создать «огородную сеть». За тысячу долларов специалисты MyFarm готовы превратить любой участок земли в мини-ферму. После чего они предлагают клиенту не только выращивать овощи для себя, но и продавать их другим участникам программы. Компания планирует охватить как можно больше участков, чтобы овощи циркулировали по всей стране. 

«Люди готовы к тому, чтобы выращивать во дворике, пусть даже в центре Манхэттена, полезные травы или ягоды», – рассказывает мой приятель из Бруклина Боб Манделл. Боб – ландшафтный дизайнер, сотрудничает с озеленительными компаниями. Ухаживать за овощами он считает «слишком дорогим удовольствием». Если не тратить на это все свое время, приходится платить специалистам. Но есть возможность избежать и того и другого. Недавно Боб оформлял для одной семьи двор, примыкающий к дому: «Мы посадили кусты малины и черники. Они растут сами по себе и не требуют особого ухода». 

Впрочем, большинство, высаживая грядки, все же мечтает о благодарных зрителях. У сестер Мари и Лоры Грилло – своя фитнес-студия в Вильямсбурге. Иногда занятия проводятся на примыкающем к студии дворике, где сестры выращивают помидоры, огурцы и зеленый салат. Они признаются, что не думали ни об экологии, ни об органическом питании. «Мы просто хотели удивить наших клиентов, и после занятий угощаем их овощами из нашего огорода», – рассказывают Мари и Лора.

Москвичи тоже недавно пришли к выводу, что огород может быть красивым, и стали приглашать в свои загородные дома дизайнеров. Заказчики становятся все более разборчивыми, рассказывает специалист по ландшафту Ольга Сукачева: «Картошку, конечно, никто не сажает. Предпочитают шпинат, сельдерей и петрушку». При этом Ольга уверена, что подмосковному огородному дизайну не годятся западные идеи. «Я постоянно смотрю журналы, но ничего для себя полезного не нахожу. В Англии, родоначальнице ландшафтного дизайна, стараются соблюдать традиции, а нашим клиентам они далеко не всегда по душе, – говорит она. – Жители Москвы если уж приглашают специалиста, то хотят видеть нечто экстраординарное».

Удивить гостей и соседей – главная задача дизайнерского огорода. А если повезет, можно получить съедобный урожай
Удивить гостей и соседей – главная задача дизайнерского огорода. А если повезет, можно получить съедобный урожай

В Великобритании огородничество долго было сельской традицией. Сейчас грядки стали появляться и в Лондоне. «Городские яппи», разводящие плодово-ягодные и овощные культуры в лондонских двориках, не борются за повышение урожайности – хотя плоды с таких огородов принято есть во время домашних вечеринок и званых обедов. Сотрудник юридической службы Би-би-си Екатерина Гурова, которая уже более десяти лет живет в Лондоне, рассказала про опыт своего нового соседа Джона Паттона. Купив в этом году в Лондоне квартиру с двориком, Джон первым делом устроил пруд и разбил сад-огород. Теперь в его дворе кроме цветов растут салатная зелень и помидоры, на очереди – слива и яблоня. А сама Катя собирается посадить крыжовник. «Это не вполне огород – мне не так важно, сколько ягод я соберу с куста. Это не натуральное хозяйство, а элемент дизайна», – смеется Катя. С