Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Большинство ценителей и знатоков сложной часовой механики весьма смутно представляют себе, что за люди ее создают. Собственно, привлекательность часов и заключается в их значительной отстраненности от личности автора. Покупателям неинтересны его музыкальные пристрастия и политические предпочтения или представления о смысле жизни. При личной встрече с часовщиком у вдумчивого клиента чаще всего возникает единственный вопрос: зачем вы это сделали? А лет сто назад вопрос ставился по-другому: как скоро вы можете это сделать? Потому что иногда клиенту и жизни не хватало, чтобы дождаться заказа.

Сейчас еще принято спрашивать у создателей часов, что привело их в профессию. Они довольно ловко научились отвечать про традиции, радость изобретения и прочие высокие смыслы.

Но в основном побудительные причины ковыряться в маленьких колесиках делятся на два вида. Первый – сломал что-то ценное и не знал, как починить. Второй – было скучно.

Если притащить токарный станок в городскую квартиру, пожалуй, близкие могут и не обрадоваться такому новому хобби, но в маленьких швейцарских городках с этим проще. Ведь большинство старых домов сохранили классические кухни позапрошлого века, с очагом, разделочным столом, сливом и, главное, огромными чугунными раковинами, где так удобно промывать детали от масла. О том, что в семье растет новое часовое дарование, родственники зачастую догадывались по возросшим счетам за электричество.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Первым из современных часовых мастеров, который снискал публичную известность, был Франк Мюллер. Но нельзя сказать, чтобы ему это пошло на пользу, хотя поначалу, конечно, возбуждало. Смотрите – он и трехосный турбийон может собрать, и с топ-моделями зажигает. В основном же сами часовщики предпочитают прятаться в мастерских или в задней комнате бутика, оставляя роль светских знаменитостей своим менеджерам и антрепренерам. И двести лет назад все было точно так же. Пока Жан-Марк Вашерон сидел в каморке с лупой, Франсуа Константин дерзил королям и дрался на шпагах с разбойниками.

Из этого складывается ошибочное заблуждение, что жизнь создателей часов невыразимо скучна. Например, про изобретателя турбийона Абрахама-Луи Бреге особо ничего и не расскажешь, если не цитировать Пушкина и Теккерея. Сидел себе тихо на набережной Орлож, когда началась революция, сбежал в Швейцарию, забрав так и не законченные часы Марии-Антуанетты. С воцарением Наполеона вернулся в Париж, чтобы сделать часы теперь уже для другой королевы, Каролины Мюрат. Фу, конформист. Пора узнать Бреге с другой стороны. Он был ярым якобинцем и верным другом Жан-Поля Марата и после раскола 1792 года присоединился к партии монтаньяров (хотя по   убеждениям склонялся к жирондистам). Однажды Бреге с Маратом выпивали в гостях у друзей. Дом окружили вооруженные роялисты. Марат выхватил шпагу. Бреге сказал: есть идея получше. Он переодел друга в платье служанки и спокойно провел через толпу, объяснив, что сам он королевский часовщик, а это его любовница. Именно Марат потом сделал Бреге и его сыну фальшивые документы и помог сбежать из страны во время террора.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Записей современников о жизни Бреге сохранилось довольно много, и из них следует, что у того был никак не конформистский, а взрывной и довольно склочный характер. Он буквально третировал своих благородных заказчиков и заваливал суды исками на конкурентов. Вредность – первое условие успеха часовщика и в наши дни.

Раздражительность легендарного Джорджа Дэниелса, изобретателя коаксиального спуска, вошла в легенды. Впрочем, сам Дэниелс вспоминал, что когда он уже в зрелом возрасте решил научиться сам изготавливать золотой корпус часов, то нашел мастерскую в Йоркшире, где попросился во временные ученики. Это был смелый поступок, поскольку средний возраст работников составлял десять-тринадцать лет и атмосфера напоминала роман об Оливере Твисте: мастер ходил вдоль верстаков с тяжелой рейсшиной и бил по спине, если кто-то недостаточно усердно полировал золото. Это происходило в Англии каких-то шестьдесят лет назад. В своих мемуарах Дэниелс выражал явное сожаление, что ручной труд заменили роботами, а подмастерьев перестали пороть – это не в лучшую сторону сказалось на качестве часов.

В итоге Дэниелс окопался на острове Мэн, где стал производить не более пары экземпляров часов в год, предлагая клиентам самим за ними приезжать. Ни одно из произведений современного часового искусства мастер ни разу не удостоил добрым словом. Даже часы Франсуа-Поля Журна, который считал Дэниелса своим духовным учителем (то же Журн говорит о Бреге, на могиле которого в Париже он, по слухам, в молодости провел целую ночь). Характер Журна тоже не сахар. В 1990 году он вместе с другом и сокурсником по Парижской часовой школе Вианне Альтером основал компанию THA (Techniques Horlogères Avancées), выпускающую сложные механизмы для Breguet, Audemars Piguet, Franck Muller и других, но они совершенно не смогли работать вместе и быстренько разошлись. Ну и прекрасно. Зато сейчас у нас есть целых две интересные часовые марки. Альтер уехал в горную избушку, а Журн приобрел здание в Старом городе и теперь с гордостью заявляет, что у него единственная часовая мануфактура прямо в центре Женевы.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Не единственная. В пяти минутах ходьбы от женевского фонтана располагается фабрика с подпольным названием SC2, принадлежавшая до недавнего времени некоему Эрику Поспешному. Господин Поспешный явно тоже любит Диккенса, потому что на его маленьком предприятии, создававшем эксклюзивные механизмы, корпуса, циферблаты и другие компоненты для очень известных брендов, царила настоящая диктатура. Работников Поспешный не кормил и даже заставлял платить за кофе из машины, стоявшей у него в кабинете. В результате Аким, Виржиль и еще трое мастеров сами решили найти себе нового хозяина и упросили Ивана Арпу, в прошлом году запускавшего вместе с инвесторами бренд сложной механики Spero Lucem, приобрести заодно и их мануфактуру. Иван не считает себя гениальным часовым мастером, поэтому человек незлобивый.

Но владельцы некоторых очень красивых и известных экземпляров должны понимать, что их часы, возможно, потому так хороши, что обильно политы кофеиновыми слезами голодных работников.

Впрочем, есть и исключения. Например, Жан-Марк Видеррехт, основатель ателье Agenhor (создающего механизмы для Hermès, Van Cleef & Arpels, Roger Dubuis, Romain Jerome), очень милый человек, Филипп Дюфур, последний из могикан, вообще не признающий компьютерные станки, – само радушие. Даже Роджер Смит, ученик Дэниелса, продолжа­ющий его работу на острове Мэн, умеет улыбаться.

Музыку большинство часовщиков предпочитают классическую, романтическую. В тройке лидеров у них Рахманинов, Лист и Шопен. Исключение составляют итальянцы, которые в часах ищут страсть, а не успокоение. Винсент Калабрезе во время очередной попытки социализации в большой компании замучил всех на фабрике Blancpain громкими записями Эроса Рамазотти.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Вообще часовщики плохо приспособлены к работе в подчинении. Трудно сказать, кто кого больше ненавидит: мастер инвестора или наоборот. Не все, но большинство независимых мастеров предпочитают сидеть в маленьких ателье, которые даже с GPS трудно найти. И помощники у них почему-то долго не задерживаются, если только это не дети или супруги.

Вот тут надо немного затронуть тему любви и секса. Опять же, у управленцев и директоров по продажам часовых компаний жизнь интересная. Они много путешествуют, знакомятся с новыми людьми, подолгу живут в Юго-Восточной Азии и на Ближнем  Востоке, потому что там перспективные рынки. Рождается тема для сценария. Другое дело часовые мастера. Они испытывают недостаток политкорректности и человеческих ресурсов. Поэтому чаще всего за всяким великим часовщиком стоит великая женщина, причем стоит с самого начала, когда он купил на eBay первую коробку старых балансов.

Супруга независимого часового мастера чаще всего берет на себя всю самую тяжелую работу: общение с заказчиками, с прессой (она же пишет пресс-релизы – это не сложнее, чем пожарить решти), бухгалтерию, а иногда и осваивает станок с ЧПУ. Хайди Прешер, Мэй Прецьюзо, Эвелин Джента, Кэролайн Смит всегда были полноправными партнерами своих мужей. Именно Доминик Арпа придумала технологию украшения циферблата настоящими крыльями бабочек.

Поскольку часовщики общаются в основном друг с другом, нередки случаи супружеских измен. В таком случае мастер отбивает у конкурента не только супругу, но и ценного специалиста.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Возникает вопрос: а бывают ли женщины-часовщицы? Случается. Наиболее известный пример – Кароль Форестье-Казапи, глава технического отдела Cartier. Она родилась в семье потомственных часовщиков, поэтому даже не задумывалась о выборе профессии, но, что интересно, супруг «королевы турбийонов» ни разу не брал в руки лупу, а занимается монтажом окон. Впрочем, сама Кароль по складу ума скорее инженер, и если бы ей не пришлось заниматься часами, могла бы успешно проектировать реактивные двигатели. Во всяком случае, про часы Cartier никто не говорит, что «они собраны женщиной». А ведь такие часы тоже есть. Вот история Евы Любе, помощницы Томаса Прешера. Между прочим, девушек в часовой индустрии довольно много, они выполняют скучную монотонную ручную работу: полируют, гравируют, собирают детали под микроскопом. Есть даже расхожая шутка о том, как выглядит типичный швейцарский часовщик сегодня: это женщина средних лет на машине с французскими номерами и наклейкой baby on board. Но то, что удобно для большой компании с соцпакетом, нервирует одиноких независимых мастеров с холерическим темпераментом. Они оттого и не любят брать в помощницы незнакомых женщин, что те норовят выскочить за симпатичного стекольщика.

Что и произошло с Евой. Она вышла замуж и уехала в Австралию, где родила ребенка. И заскучала (см. причину №2). От нечего делать она стала собирать собственные часы из разного антикварного хлама прямо в семейном гараже. Потом купила пару станков, и дело пошло. Только представьте, на краю земли сидит девушка Ева и делает турбийон.С

Читайте также:

Елизавета Епифанова: Тигр, тигр, турбийон

Рената Литвинова: Ровно в 7.05