Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Плох тот бренд, который не мечтает стать музейной ценностью. Гуччио Гуччи, открывший свой первый магазин в 1921 году во Флоренции, очень старался. Набравшись вдохновения в отеле Savoy, где он служил швейцаром, Гуччио вернулся в родной город, чтобы с помощью местных кожевенных мастеров делать багаж еще лучше, чем виденный в первоклассной гостинице.

Следующий кадр: Софи Лорен в расцвете красоты и славы заходит в бутик Gucci, Кларк Гейбл приосанился в ожидании покупки у прилавка, Элизабет Тейлор позирует в белоснежной шубе уже прославленной марки. Так вот, фокус-группы, проведенные компанией, показали, что никаких таких кадров в головах у большинства людей, которые моложе этих знаменитых черно-белых фотокарточек, нет. А значит, нет и пресловутой радости узнавания: покупателю, может, и нравится платье в цветочек, но еще приятнее было бы понимать, что это не просто милые букетики, а вариация на тему знаменитого шарфа Грейс Келли Flora. Теперь есть музей Gucci Museo. Он открылся в 2011 году, в канун девяностолетнего юбилея марки, во Флоренции. Там наряду с актуальным искусством выставляют все самое главное, из чего состоит тридцать восьмой по ценности бренд на свете. То самое, за чем, как оказалось, многие пока что по наитию, без исторических справок заходят в четыреста восемьдесят бутиков по всему миру. Теперь есть наглядное доказательство того, что никаких просто платьев в цветочек Gucci не бывает, у каждого из них свое благородное происхождение. И Flora в этом музее – целая экспозиция. Как, впрочем, сумка Bamboo, сумка Jackie и лоферы со звеньями Horsebit. Скоро все они окажутся в Москве.

Flora

Витторио Аккорнеро остался инвалидом после Первой мировой, он был одним из первых военных летчиков. Вернувшись в Италию, Витторио, до войны обучавшийся живописи, взялся за иллюстрацию: он оформил десятки детских книг, журналов, был автором многочисленных открыток, делал декорации для La Scala. Выигрывал международные конкурсы, нравился критикам, был интересен коллекционерам. Со временем декорации сменились, открытки пожелтели, детские книжки переиздали с чужими иллюстрациями, но остался шарф Flora с его каллиграфической подписью. Точнее, остались десятки шелковых шарфов Gucci его авторства, но именно рисунок Flora разросся до классического мотива марки. Его переносили на платья, аксессуары, фарфор, меняли колористику, делали монохромным, увеличивали и снова уменьшали, ненадолго забывали, но всегда к нему возвращались.

Причудливая композиция из девяти букетов, фруктов и насекомых символизирует смену сезонов, не менее важную для моды, чем для природы. Среди цветов – лилии, маки, колокольчики, нарциссы и ирисы. Эксперты усматривали здесь влияние «Весны» Боттичелли и избыточность фламандского натюрморта XVII века. Заказ на рисунок для шелкового шарфа Витторио Аккорнеро получил от Родольфо Гуччи, которому хотелось преподнести подарок Грейс Келли после ее визита в бутик. И вместо принятых в таких случаях живых цветов именно он был подарен принцессе. А затем растиражирован, отправлен в магазины Gucci и немедленно раскуплен. Первая коллекция прет-а-порте марки, показанная во Флоренции в 1981 году, была посвящена Flora. Казалось бы, дизайн создан в 1966 году как нельзя ко времени: в век хиппи не было ничего моднее цветов. Но хиппи повзрослели, остепенились, родили яппи, а знакомые девять букетиков так и не вышли из моды. Более того, первая коллекция нынешнего креативного директора Фриды Джаннини для Gucci 2006 года тоже была посвящена именно им. Не говоря уже о целой линии ароматов, выросшей из одного шелкового гербария.

Bamboo

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

История сумки с бамбуковой ручкой началась во Флоренции в 1947 году, когда послевоенная итальянская экономика, которая была по-настоящему экономной, заставляла мастеров изобретать способы, как произвести нечто уникальное в условиях санкций на дорогую кожу и металлическую фурнитуру. Бамбук, который по-прежнему импортировался из Японии, был подогрет и изогнут, превращен в удобную и экстравагантную ручку. Первые сумки делались из тканого материала или из грубой свиной кожи и по форме напоминали седло. Со временем формы и материалы менялись: Bamboo существуют в страусиной коже, коже рептилий и даже тюленей. Но ручка осталась та же – изогнутый бамбук, который прочно вошел в эстетику бренда. Этот мотив и ныне появляется то тут, то там: им декорируют зонты и даже отливают в металле, украшая часы и каблуки.

Jackie

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank

Эта сумка появилась в 1958 году. Вместительная, легкая и удобная, она попала в руки Жаклин Кеннеди и задержалась в них на десятилетия. Менялись только цвета и материалы. Остался целый ворох фотографий: Жаклин куда-то спешит с холщовой версией сумки, Жаклин с любимой сумкой, уже из замши, прогуливается с Аристотелем Онассисом, Жаклин вышла за покупками все с той же сумкой, только из кожи, на плече. В честь этой многолетней привязанности бывшей первой леди вещь получила свое имя – Jackie. Позже ее разделили Барбра Стрейзанд, Кейт Бланшетт и Аманда Сейфрид, а также Фрида Джаннини, которая не устает исполнять все новые вариации на заданную тему и включать их в свои коллекции.

Лоферы

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

В пятидесятых годах один из сыновей Гуччио Гуччи – Альдо решил, что под маркой Gucci нужно делать еще и обувь. И уже в 1953 году появляются лоферы с фурнитурой, словно позаимствованной из конной упряжи. Жокейская эстетика – еще один ключевой сюжет для Gucci, появившийся по настоянию все того же Гуччио Гуччи, который еще в Savoy из разговоров постояльцев уяснил, какое важное место в жизни его будущих клиентов занимают поло и скачки.

Лоферы замелькали на самых знаменитых ногах: трудно припомнить голливудского актера тех лет, в чьем гардеробе не было хотя бы одной пары. Эту обувь по-прежнему производят во Флоренции с применением ручного труда, с тем же мастерством. Со временем лоферы появились и в женской версии, а знаменитые звенья Horsebit стали украшать все что угодно, от сумок до брелоков. В 1985-м лоферы очутились на постоянной экспозиции Metropolitan Museum of Art. Это самые узнаваемые туфли из всех когда-либо произведенных под маркой Gucci.С