Игорь Бутман
Фото: пресс-служба Игоря Бутмана
Игорь Бутман

Вы помните, как заинтересовались джазом, что влюбило вас в эту музыку?

Я слышал о джазе с детства. Интерес к нему мне прививали родители, особенно отец. Моя любовь к джазу — это скорее неизбежность, чем выбор. А вот вкусы, конечно, сформировались уже в осознанном возрасте.

В свое время на меня сильно повлияла исполнительская манера саксофониста Геннадия Гольштейна, который позже стал моим преподавателем. Мой отец часто слушал Бенни Гудмена, Луи Армстронга, — всю классику американского джаза. Эти музыканты формировали мой вкус в первую очередь.

В СССР у джаза была не лучшая репутация. Когда и почему ситуация изменилась?

Я начал заниматься джазом к 1975 году. В это время открывались музыкальные училища, в которых были эстрадно-джазовые отделения, куда я и поступил. Можно сказать, что в этот момент и произошел перелом — джаз в Союзе снова стал «разрешенным». Чиновники осознали, что эстетика джаза менее радикальна, чем эстетика рок-н-ролла и рока, и решили из двух зол выбрать меньшее, уступить народу хотя бы в этом. Рок, конечно, вызывал сильное беспокойство у партийного руководства. Чтобы сдержать его распространение в СССР, было решено дать зеленый свет джазу, который казался менее агрессивным на его фоне. Мне очень повезло: это совпало с тем временем, когда я начал профессионально заниматься музыкой, поэтому у меня была возможность по-настоящему учиться играть джаз.

Кого можно назвать главными фигурами для истории развития джаза в России?

Во-первых, это, конечно, Леонид Утесов — он придумал, как джаз можно сделать «советским», как сделать его эстетику идеологически и классово близкой молодой стране советов. Во-вторых, на становление и развитие этой музыки у нас сильно повлиял Олег Лундстрем. В-третьих, Исаак Дунаевский. Он написал музыку к десяткам фильмов, дважды получал Сталинскую премию, а в историю попал за то, что придумал, как сочетать эстрадную советскую песню с западной попсой и джазом.

Леонид Осипович Утесов и его оркестр, 1956 год
Фото: Валентин Мастюков, Борис Трепетов / ТАСС
Леонид Осипович Утесов и его оркестр, 1956 год

Неоспоримы заслуги Георгия Гараняна, Иосифа Вайнштейна, создавшего собственный оркестр в Ленинграде, Александра Цфасмана… У нас было много талантливых музыкантов, которые, несмотря ни на что, популяризировали джаз и оставили множество учеников. Чтобы понять генеалогию российского джаза, пожалуй, стоит послушать композиции этих людей.

Велика ли была разница между американским и советским джазом? Чем они отличались?

Уровень советских музыкантов мало чем отличался от уровня американских. У нас хватало исполнителей и композиторов, но, конечно, было намного меньше, чем за океаном. Джаз очень хорошо развивался в Союзе до Великой Отечественной, а почти сразу после нее началась холодная война, и все американское у нас запретили. Фильмы, в которых Америка была показана процветающей, их танцы, их веселая музыка, отражающая легкость их жизни, — все это было заклеймено «буржуазным» искусством, вредным и неправдивым. До этого в СССР к джазу относились как к искусству чернокожих рабов, то есть эта музыка угнетенных вполне соответствовала социалистическому курсу, никого не напрягала в политическом смысле. С началом холодной войны наш джаз почти перестал развиваться, талантливые музыканты не шли в эту сферу, все понимали ее бесперспективность. Никто не хотел неприятностей. В стране проходили джазовые концерты и фестивали, но все это было на любительском уровне. Профессионально этой музыкой до 1975 года не занимался почти никто. Коммунизм строился не под джаз.

Сейчас у нас очень много хороших музыкантов. У всех есть перспективы, свобода творчества, свобода перемещений — любой может принимать участие в международных проектах. Собственно, сегодняшняя джазовая сцена отличается от советской тем же, чем отличаются все остальные сферы искусства, жизни. Тут нет какой-то специфики. 

Московский джазовый фестиваль
Фото: пресс-служба Игоря Бутмана
Московский джазовый фестиваль

Если говорить кратко, у музыкантов просто стало больше свобод и возможностей. У нас появились хорошие академии джаза, новые фестивали — их в стране около шестидесяти, они проходят от Калининграда до Владивостока, почти в каждом городе есть свой джаз-клуб. А интернет дает возможность современному артисту репетировать программу с группой в формате онлайн. Это позволяет людям из разных стран экономить ресурсы, им не приходится встречаться вживую, чтобы сыграть партию.

Как правильно слушать джаз, как им проникнуться? Есть мнение, что джаз — это музыка, которую нужно слушать исключительно вживую.

Конечно, концертное исполнение дарит другие эмоции. На концертах музыканты реагируют на отклик публики и добавляют какие-то акценты в свое исполнение. Но есть и обратная сторона: в концертном зале твое внимание может рассеиваться на внешний вид музыканта, на что-то еще, а когда ты слушаешь запись, ты сконцентрирован на самой музыке. Лично я считаю, что концертное исполнение лучше и интереснее записи, но есть такие шедевры, которые совершенно ничего не теряют, если их слушать на какой-то аппаратуре дома.

Кто ваши любимые джазовые артисты? К каким записям чаще всего возвращаетесь?

Я очень люблю виниловые пластинки, часто их покупаю. Вчера слушал квартет Джерри Маллигана и Чета Бейкера. Чаще всего слушаю то, что слушал с юности, когда только начинал заниматься джазом профессионально, но мне всегда интересно наткнуться на что-то новое, полюбить что-то еще.

Фото: пресс-служба Игоря Бутмана

В 1980-х вы переехали в США. Что вас удивило в американской джазовой сцене? 

Меня поразили многие вещи. Первое — это одинаковая реакция американцев на игру плохих и хороших музыкантов. Там хвалят всех артистов, кто бы как ни играл. Помню, я выступал на джем-сейшне, и там после меня выступала одна девушка. Она играла очень плохо, но к ней подошел ведущий и сказал, что она сыграла замечательно. А до этого он точно в таких же выражениях говорил это мне. Конечно, стало обидно (смеется).  Поразило еще и то, что многие артисты в Америке совершенно не знают музыкальной грамоты. Они создают музыку, работают на сцене, но далеко не все понимают даже расположение нот в аккордах. А еще в США была удивительная система обучения для музыкантов: в наших колледжах или консерваториях всех зачисляют на первый курс вне зависимости от знаний и таланта, а у них это определяется на вступительных экзаменах. Музыкант может сразу же поступить в третий или пятый класс, если он обладает должными навыками. Там платное образование, и прийти учиться можно в любом возрасте, даже если ты в годах.

Почему в итоге решили вернуться в Россию? 

Потому что изменился политический климат — стало возможным гастролировать, участвовать в международных проектах, свободно играть концерты с любым репертуаром. Появилось много фестивалей и новых интересных людей, любящих и понимающих джаз. А еще мне очень хотелось, чтобы музыка, которую я люблю, звучала на моей Родине. Я русский, у моей страны есть огромная история, успехи в культуре и в науке, которыми можно гордиться. Поэтому возможность вернуться сюда и создать что-то свое на высоком уровне тоже была для меня дополнительной мотивацией, даже вызовом. Мне хотелось стать кем-то у себя на Родине.

В свое время вы работали с музыкантами из ленинградского рок-клуба — от «Аквариума» до «Поп-механики». Как вам работалось с Курехиным, Цоем? Интересно ли было выходить за пределы джаза?

Да, безусловно, мне было интересно пробовать себя в новой для меня музыке. Умение сыграть музыку в любом стиле — это часть моей профессии. Я могу исполнять и рок, и поп-музыку, и принять участие в современном авангардном перформансе. Сергей Курехин привел меня в рок-клуб, и я там записал свои соло для «Аквариума», Цоя и самого Курехина. Курехин был удивительным человеком и прекрасным музыкантом, и я хотел играть только с ним вдвоем, без его группы, но этого не получилось. Честно говоря, мне не очень нравились музыканты из его группы. Половина «Поп-механики» — это вообще не музыканты, а другая половина — плохие музыканты. Сережа не играл со мной вместе, потому что он хотел эпатажа, подтягивал для этого каких-то известных личностей, делал перформанс. В музыкальном плане это было средне. Я не понимал, как это может кому-то нравиться, но старался со своей стороны максимально выложиться, когда мы записывали что-то совместное.

С Цоем мы часто общались о восточных единоборствах, а вот с Гребенщиковым* у нас не было общих тем для разговора. Я не понимал, в чем прелесть тех песен, которые он писал, но вместе записать что-то мне тоже нравилось — это был веселый творческий процесс.

Возможно ли спланировать джазовую композицию? Или эта музыка построена на чистой импровизации?

Чистой импровизации не существует. Любая импровизация, джазовая или нет, строится на большой подготовке, на большом музыкальном и жизненном опыте человека. Чтобы хорошо импровизировать, тебе надо знать свойства мелодии и гармонии, уметь показывать свое настроение через конкретный инструмент. Поэтому, конечно, любая импровизация — это хорошо спланированная вещь. Основная прелесть джаза в том, что музыканту в любой момент может представиться возможность сыграть импровизацию, к которой он готовился всю свою жизнь.

В этом году в третий раз пройдет Московский джазовый фестиваль. Как на него выбираются музыканты?

Ежегодно на фестивале выступают более 1000 музыкантов. Программа у нас строится следующим образом: во-первых, мы сами приглашаем артистов, которые нам интересны. Например, в этом году на фестивале выступят Дмитрий Маликов с программой PIANOMANIЯ Jazz и Константин Хабенский — он с моим Московским джазовым оркестром представит джазовую сказку «Петя и волк». Также мы пригласили много джазовых музыкантов из-за рубежа: приедет Ришар Бона, Авишай Коэн, Дафер Юсеф, Аллан Харрис и многие другие. Во-вторых, мы проводим Всероссийский конкурс молодежных джазовых коллективов, где ежегодно отбираем 100 ансамблей-победителей со всей страны и привозим их в Москву. В-третьих, в преддверии третьего Московского джазового фестиваля я впервые лично проводил очные прослушивания в регионах: посетил Челябинск, Екатеринбург и Пермь, где мы выбрали три отличных коллектива, которые тоже приедут в Москву летом. 

Дафер Юсеф
Фото: пресс-служба Игоря Бутмана
Дафер Юсеф

Если посмотреть чуть шире программы фестиваля, за какими молодыми исполнителями джаза вы следите?

В последнее время мое внимание привлекает молодая артистка Варвара Убель. Она поет с квартетом Олега Бутмана и в собственной группе. На фестивале она тоже будет выступать. Вот это, по-моему, человек с уникальным музыкальным вкусом. Еще мне интересны гитарист-виртуоз Евгений Побожий, пианист Олег Аккуратов — он не видит с рождения, но обладает абсолютным музыкальным слухом, саксофонисты Антон Чекуров и Константин Бойцов, трубач Григор Паносян, которому всего 19 лет. Я думаю, будущее за ними.

Чего ждать на 25-летие Московского джазового оркестра, которое вы будете отмечать уже в этом году?

Откроем череду юбилейных концертов в Международный день музыки и День российского джаза — 1 октября в Театре Эстрады. Три дня мы будем праздновать в Москве, а потом будем гастролировать по 25 городам России, сыграем очень много разной музыки — от Паганини и Рахманинова до Валерия Сюткина и Ларисы Долиной, которая будет выступать с нами на Юбилейных концертах в Москве. Хочется подарить людям уникальную программу, которую мы готовили четверть века. Там будет и классика, и джаз, и наши собственные произведения, и зарубежная музыка. Наш тур начинается осенью.

Вы слушаете что-то кроме джаза?

Моя супруга научила меня ценить оперу. В последнее время я по-настоящему начал приобщаться к этому искусству, услышал его по-другому, углубился. Еще люблю слушать рок — те группы, которые я слушал, когда в юности играл на гитаре. Тот же Deep Purple, например.

Фото: пресс-служба Игоря Бутмана

Если бы вы могли оставить всего один музыкальный джазовый альбом, что бы это было? При условии, что ничего другого слушать больше нельзя.

В таком случае я бы оставил какой-нибудь свой альбом. Может быть, «Ностальгию».

Если попробовать сформулировать своими словами, джаз для вас — это что?

Счастье, радость, творчество. Возможность передать хорошее настроение всем людям.

*Включен Минюстом в список иноагентов.

Беседовал Алексей Черников