С 4 апреля Россия полностью прекратила международное авиасообщение. Официально полеты в туристических целях из России за рубеж и наоборот остаются приостановленными, но некоторые авиакомпании уже начали продавать билеты на такие рейсы.

Шеф-редактор «‎Сноба» Сергей Цехмистренко, который уже три месяца ‎находится на самоизоляции в Греции, обратил внимание на скандал вокруг крупнейшего авиаперевозчика страны — Aegean Airlines: эта компания уже успела отменить рейсы, которая недавно сама возобновляла. Когда клиенты авиакомпании остались с недействительными билетами, взамен им предложили ваучеры. Это дает право выбрать другую дату вылета или рейс на сумму, равную стоимости отмененного билета. Деньги на счет никто при этом не возвращает.

Клиенты стали обвинять компанию в попытке обмануть пассажиров и поддержать свою деятельность за чужой счет. «‎Сноб» изучил их мнения и отзывы, а также случаи с другими авиакомпаниями, которые стали применять тот же метод: Lufthansa, Eurowings, Air Canada, Lufthansa и Air Serbia, российская авиакомпания Utair. Удалось также получить комментарий некоторых из этих компаний: например, в Lufthansa решение использовать ваучеры объясняет тем, что это «‎дает компаниям некоторую передышку в это сложное время». При этом Lufthansa не отказывается возвращать деньги, заменяя их исключительно ваучерами, но на возврат денег сейчас требуется больше времени в связи с возросшим числом заявок‎. 

Мнения экспертов:

Член Общественного совета при Министерстве транспорта России Алексей Хазбиев посчитал решение проблемы с отменой авиаперелетов с помощью ваучеров нечестным. «По Гражданскому кодексу, авиакомпания обязана вернуть клиенту деньги, если она не предоставила ему оплаченную услугу. Но если клиент соглашается на ваучер, то обязательства компании перед ним становятся менее определенными, переводятся в другую юридическую плоскость. А дальше все зависит от добросовестности компании», — сказал он. 

Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает, что о выбранном некоторыми компаниями методе можно сказать «более жестко». «Это не просто беспроцентное кредитование авиакомпаний клиентами, но своего рода мошенничество со стороны авиаперевозчиков, причем не только на международных рейсах, но и на внутренних», — говорит Крамаренко.

Полную версию материала читайте по ссылке