Руководству вузов запретят самостоятельно определять срок действия трудового договора профессоров и преподавателей, избранных на должности по конкурсу. Это следует из постановления Конституционного суда России.

Жалобу в инстанцию подала бывший преподаватель факультета права НИУ ВШЭ Ирина Алебастрова. В 2016 году она начала работать в вузе в качестве доцента кафедры конституционного и административного права. Тогда Алебастрова заключила с руководством срочный трудовой договор, который продлевался несколько раз, вплоть до 31 марта 2020 года.

В феврале 2020 года по результатам конкурса женщина стала профессором департамента дисциплин публичного права ВШЭ. Уже в апреле университет направил ей соглашение о продлении старого трудового договора на срок до 31 августа, что было заведомо меньше срока ее профессорских обязанностей, предполагаемых конкурсной процедурой.

Алебастрова его не подписывала, полагая, что раз стороны не потребовали расторжения срочного договора, то он считается заключенным на неопределенный срок. Это следует из Трудового кодекса РФ. Однако профессор все равно приступила к работе, а затем была уволена в конце лета 2020 года.

Конституционный суд пришел к выводу, что в нынешней редакции формулировка части 9 статьи 332 ТК РФ позволяет администрации вуза в одностороннем порядке своим приказом определять срок трудового договора или даже увольнять преподавателя, несмотря на успешное прохождение конкурса. Таким образом, норма фактически обесценивает значения конкурсной процедуры и ущемляет права и свободы преподавателей, а поэтому противоречит Конституции.