28 июня 2025 года в Москве официально завершена эксплуатация монорельсовой линии, просуществовавшей более 20 лет. Об этом говорится на сайте мэра и правительства столицы.

Решение о закрытии

Решение о закрытии было принято на платформе «Активный гражданин». За демонтаж транспортной линии и создание на ее месте круглогодичного парка проголосовали 71% участников — 147 103 человека. Сохранение монорельса поддержали 34 901 участник.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что проект оказался непопулярным и технически устаревшим: «Монорельсу уже больше 20 лет, но он так и не смог стать полноценной частью транспортной инфраструктуры, не получил большой популярности у горожан. А технологии, которые были передовыми тогда, устарели».

История и характеристики

Московский монорельс начал свою историю в 1998 году, когда мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о проектировании нового вида транспорта. Строительство началось в 2001 году, а первых пассажиров монорельс принял 20 ноября 2004 года в экскурсионном режиме.

Линия протяженностью 4,7 км соединила станции метро «Тимирязевская» и «ВДНХ», включив шесть станций: «Тимирязевская», «Улица Милашенкова», «Телецентр», «Улица Академика Королева», «Выставочный центр» и «Улица Сергея Эйзенштейна». Эстакада проходила на высоте шести метров над землей, а общая стоимость проекта составила 6,3 млрд рублей.

Первоначально монорельс работал в экскурсионном режиме с интервалом движения 30 минут. В транспортный режим он был переведен только в январе 2008 года, когда поезда стали ходить с семи до 23 часов с интервалом от семи до 20 минут.

Технические проблемы и экономическая неэффективность

С самого начала эксплуатации монорельс столкнулся с серьезными техническими проблемами. Швейцарские составы компании Intamin оказались не приспособленными к российским климатическим условиям — оборудование отказывало при температуре ниже 20 градусов мороза. В гололедицу вагоны начинали буксовать или теряли способность эффективно тормозить.

К 2025 году ежегодные затраты на обслуживание превысили 800 млн рублей. Себестоимость одной поездки составила около 1500 рублей — в 20 раз дороже поездки в метро. Пассажиропоток сократился до 2000 человек в день, из которых лишь 150 — местные жители. Полный ремонт потребовал бы 20 млрд рублей — на эти деньги можно закупить 130 вагонов метро. При этом аналогов поездов для монорельса на рынке не осталось.

Воздушный парк 

На месте монорельса планируется создать первый в России круглогодичный воздушный парк площадью 40 тысяч квадратных метров. Парк будет включать беговую дорожку, аллеи, кафе и зоны отдыха с бесплатным круглосуточным входом. Парковое пространство соединит пять районов города, где проживают около 300 тысяч человек. Ожидаемая посещаемость составит до 20 тысяч человек в день. В память о монорельсе в парке планируется сохранить несколько вагонов как историческое напоминание.

Для улучшения панорамы на главный вход ВДНХ участок эстакады от станции «Выставочный центр» до депо, включая «Улицу Сергея Эйзенштейна», демонтируют. Открытие нового пространства запланировано на 2027 год.