Интерчейндж — часть эквайринговой комиссии, общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина. Его размер устанавливает платежная система, но комиссию получает банк покупателя от банка продавца. Интерчейндж составляет примерно 70 процентов в эквайринговой комиссии, а в среднем по рынку размер эквайринга варьируется в пределах 1,5-2,5 процента от стоимости товара.

Какие изменения вводит Visa:

  • С февраля 2022-го интерчейндж для супермаркетов вырастет с одного до 1,3 процента от стоимости товаров;
  • Отменятся льготные программы для магазинов с большими объемами продаж. С 8 июля 2022-го это коснется магазинов мебели, товаров для дома и садоводства, строительных материалов, с 5 августа — магазинов бытовой техники, с 30 сентября — курьерских служб. Сейчас интерчейндж для них находится на уровне 1-1,65 процента, а после изменений он будет варьироваться от 1,5 до 2,3 процента;
  • Ряд премиальных карт исключат из льготных программ по начислению интерчейнджа для крупных ресторанов быстрого питания, магазинов мебели, детских товаров и игрушек, бытовой техники. Их же исключат из обычных программ для ресторанов быстрого питания, транспорта, авиакомпаний и турагентств. Размер межбанковской комиссии вырастет с 0,5-1,65 до 2-2,3 процента;
  • К картам Visa Electron начнут применять тарифы Visa Classic — интерчейндж повысится с 0,8-0,95 до 1,5-1,65 процента;
  • Увеличится сервисный сбор в фонд развития Visa — с 0,0055 до 0,01 процента. Его платят как банки покупателей, так и банки продавцов.

Что еще известно:

Представитель Visa заявил РБК, что изменения программ «нацелено на то, чтобы привести тарифную политику в соответствие с текущими рыночными условиями». «Visa периодически пересматривает ставки межбанковских комиссий с целью обеспечения необходимых условий на рынке для развития электронных платежей и сети их приема», — сказал представитель платежной системы. По данным Visa, 73 процента россиян оплачивают покупки бесконтактно.

Изменения интерчейнджа приводят к ряду последствий на рынке, заметил в разговоре с РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. «Это может привести к подорожанию эквайринга, так как банк должен компенсировать увеличившиеся расходы. В свою очередь, возросший эквайринг приведет к увеличению издержек у ретейлера. Кто-то решит компенсировать издержки за счет того, что остановит развитие новых проектов, кто-то заморозит повышение зарплаты сотрудникам, кто-то напрямую это отразит в цене, а кто-то сократит штат и т.д.», — заявил эксперт.

При этом другой собеседник РБК, руководитель направления исследований финансового центра «Сколково–РЭШ» Егор Кривошея, считает, что межбанковская комиссия — не ключевая статья издержек ритейлеров, которая влияла бы на ценообразование товаров. «Межбанковская комиссия — это балансирующий и стимулирующий инструмент на рынке платежей. Изменения ставок по одним категориям за счет ставок в других категориях происходят регулярно», — объяснил он.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь