В третий четверг ноября каждого года, а значит, сегодня празднуется Всемирный день философии (ЮНЕСКО). В наше время мир нуждается в философии больше, чем когда бы то ни было. Суть в том, что пришли в движение такие первоэлементы мира, которые раньше представлялись незыблемыми, предзаданными, — а именно они составляют предмет философии. Реальность, человек, тело, разум, сознание, мозг, жизнь, природа, вселенная, материя, закон, — все это ставится под знак вопроса, обнаруживает свою проблемность и открывает ряды возможных альтернатив. Вселенная — лишь один из возможных миров. Человек — лишь один из возможных носителей разума. Мозг — лишь один из возможных органов мышления…

Еще недавно казалось, что философия необратимо теряет свое место в общественном сознании, вытесняясь наукой и техникой. Какая там философия, какие метафизические универсалии, когда можно создать реактивный двигатель, запустить ракету, сконструировать телевизор, компьютер! И философия, отодвинувшись на периферию мирового научно-технического прогресса, должна была терпеливо ждать, когда для нее найдется место в большом мире, не только в системе высшего образования.

И вот философия возвращается — благодаря тем же самым успехам науки и техники, которые, казалось, оттеснили ее на обочину. Именно наука и техника постепенно вышли на те рубежи, где уже самые фундаментальные категории, "скрепы" мироздания оказались расшатанными и обнаружили возможность своей трансформации. Недаром еще А. Эйнштейн отмечал, что «в настоящее время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей ̆ степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений». Философия возвращается в центр общественного сознания уже в новой роли: не как рефлексия о незыблемых основах мироздания, а как теория и практика создания множественных миров, виртуальных реальностей, метавселенных, альтернативных разумов, жизней, организмов и т. д. Это уже не кабинетное умозрение, а новое мирополагание, философия+. Знак плюса здесь указывает на выход философии на новый уровень. На протяжении веков, от античности до Нового времени, философия была матерью всех наук, так что физика, геометрия, анатомия, поэтика и другие дисциплины выступали как ее ответвления: философия космоса, организма, слова, числа... Постепенно эти дисциплины отделялись от философии и противопоставляли себя ей, как научное — ненаучному, оставляя ей лишь область отвлеченных спекуляций. И вот философия возвращает себе утраченную ею полноту мира, но уже действенно, а не созерцательно. Философская мысль впервые находит способ преображения того, что, собственно, и является ее предметом: мир как целое, его основные законы и свойства.

В некоторых американских университетах на кафедры и в лаборатории программирования приглашаются профессиональные историки для разработки тематических игр (например, игры по мотивам шекспировских пьес или наполеоновских войн требуют консультации у специалистов по соответствующим эпохам). Но столь же насущным, по мере разрастания этих виртуальных миров, становится и участие философов — специалистов по универсалиям, по самым общим, всебытийным вопросам мироустройства.

«Мир, мир... — вот проблема философии, мир и больше ничего!» — настаивал А. Шопенгауэр. Именно и только философия специализируется на "мире в целом" — отсюда ее призвание разрабатывать онтологию, эпистемологию, логику, этику, эстетику новых миров, их основные несущие конструкции. Так открывается новое призвание философии — создание виртуальных мирообразующих реальностей.

Напомню, что в эпоху античности и вплоть до 17 в. наука была в основном аристократическим занятием и мало вторгалась в дела мира, не брала на себя забот по улучшению или облегчению человеческой деятельности. Технонаука (technoscience) стала возникать только в 18-ом и особенно в 19-ом в. И тогда наука, прежде всего математика, физика и химия, а потом и биология, стала мощнейшим инструментом преобразования мира. Точно так же и философия в 21 в. впервые может оказаться призванной к переустройству мира. До сих пор эта аристократическая наука, как правило, пренебрегала своими практическими приложениями. Философ сидит в кресле, изучает, читает, пишет,— и этим все исчерпывается. Да и какими инструментами могла бы пользоваться философия, если она, в отличие от физики или химии, постигает мир в целом?

Но вот в конце 20 в. такие инструменты появились: технологии создания виртуальных миров, целых вселенных, сначала, как бывает при возрастном переходе от детства к зрелости, — в виде игр, а затем, все серьезнее и практичнее: экономика, бизнес, медицина, искусство... И наконец, техника подбирается к тому, чтобы создавать метаверсы во всей их чувственной достоверности и пространственной протяженности, а значит, философия получает практический инструмент для воздействия на целые миры. Теперь наряду с технонаукой может возникнуть и технософия (technosophia).

И последнее. Философия имеет дело с величайшим. Ни физика, ни космология, ни тем более социология или другая общественная наука не сравнятся с ней в охвате всего сущего и мыслимого. В этом смысле философия — величайшее из дерзаний, поскольку берется объяснять мир как целое, построить свою "теорию всего". Вместе с тем философия содержит в себе не только максимум, но и минимум. Если человек заперт в своем доме, живет в условиях изоляции, карантина, или сидит в тюрьме, даже если он приговорен к смертной казни, — на помощь ему в этих тягчайших обстоятельствах приходит философия (как в трактате Боэция "Утешение философией"). От тюремной камеры до мультиверсума, совокупности всех миров — таков диапазон философии, поскольку она кратчайшим образом соединяет ограниченность мыслящего и безграничность мыслимого. Отсюда двойное призвание философии, как оно воплощается в книге: утешение — и дерзание.