Новые гостиничные комплексы строятся, но и они идут по проторённой дорожке: становятся очередным звеном в цепочке однотипных заведений, предлагающих стандартные услуги и дизайн. Как же отельерам наконец вырваться из нулевых в 20-е? Сегодня в моем блоге гостья — Анна Погодина, концептолог, специалист по созданию гостиничного продукта и дизайнер общественных интерьеров. Она уверена: ключ — в индивидуальности и уникальном подходе к каждому проекту

Фото из личного архива Анны Погодиной 
Фото из личного архива Анны Погодиной 

Досье: Анна Погодина — российский концептолог, дизайнер общественных интерьеров. Окончила Финансовый университет при правительстве РФ (факультет финансового менеджмента). Работала в международной консалтинговой компании — прошла путь от позиции младшего консультанта в офисной недвижимости до директора. Создает концепции отелей и разрабатывает их дизайн.  

Чего хотят отдыхающие: главные ожидания от отеля

Вкусной еды и бассейна современным гостям уже недостаточно — и не потому, что люди пресытились, просто изменились их потребности. При этом во многих отелях продолжают их игнорировать и предлагать устаревшие стандарты обслуживания. Возможно, отельеры не знают ожидания гостей, а может быть, боятся что-то менять.

Физический комфорт

А менять необходимо многое, потому что заселяющиеся в отель люди хотят большего комфорта — как физического, так и ментального. Например, в некоторых заведениях предлагают не только меню завтраков, но и меню подушек. Гости сами выбирают, на что им удобнее преклонить голову: на анатомическую подушку, наполненную гречихой или лебяжьим пухом.

Ментальный комфорт

Комфорта психологического люди точно так же жаждут в наш утомительно скоростной век. Отдохнуть умом и душой возможно только в подходящей для этого атмосфере, и крайне важную роль играет дизайн интерьеров. Прошло время ярко-оранжевого ковра в номере и репродукций с маркетплейса в пластиковой раме — такой дизайн вызовет либо уныние, либо раздражение.

Стоит заменить цвета на спокойную природную гамму, а на стену вместо псевдо-картины повесить панно из гипса или картину современных художников — это уже заметно преобразит интерьер и успокоит ум.

Отель в Подмосковье 
Отель в Подмосковье 

Дело в том, что созерцание как природных красот, так и натуральных оттенков и фактур в интерьере благотворно влияет на психику, и человек отдыхает, что называется, умом и телом. 

Отель в Греции, фото с сайта отеля
Отель в Греции, фото с сайта отеля

Внимание к деталям

Многим отелям не хватает внимания к деталям. Некоторые номера совсем печальные: кровать, шкаф, кресло, а на бледной холодной стене вместо декора — телевизор и кондиционер. Не отель, в котором тянет отдохнуть, а больница, из которой хочется поскорее сбежать. Приятные мелочи всегда радуют. Необычный светильник, чашка для кофе или книга — любую деталь гость заметит и оценит заботу.

Проблемы современных российских отелей

Помимо перечисленных в российском номерном фонде есть и другие проблемы, которые мешают его развитию. Во-первых, это отсутствие индивидуального подхода, так называемого «генетического кода». Отели часто повторяют одни и те же решения, создавая ощущение «дежа вю». Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна известная доля смелости и креативности — и как раз за этим и обращаются к концептологам и продуктологам. Продуктолог-концептолог придумает интересную концепцию, которая будет привлекать в отель с какой-то целью и отражать ДНК региона, а не просто служить цели «поспать и позавтракать» (bed and breakfast).

Отель с местным колоритом в Стамбуле, фото сс сайта отеля
Отель с местным колоритом в Стамбуле, фото сс сайта отеля

Ещё одна проблема — недостаток маркетинга и привлечения клиентов. Удивительно, но многие отели в эпоху интернета не используют доступные инструменты продвижения, такие как социальные сети и контент-маркетинг. Это снижает узнаваемость бренда самого отеля, снижает посещаемость региона  и привлекательность для платежеспособных путешественников.

5 шагов к идеальной концепции отеля

Гостиничный проект — это не просто «звёздность» или красивая картинка. Без чёткого позиционирования даже самый технологичный отель рискует стать «ещё одним вариантом» среди сотен других. Чёткая концепция — это стратегический фундамент, и только она определяет:

  • — кто ваш гость и почему он выберет именно ваш отель;
  • — как вас воспринимают на фоне конкурентов;
  • — какие эмоции и ценности вы транслируете.

Работающая концепция получится, если следовать по порядку этим пунктам:

  • 1. Подумать над уникальным торговым предложением (УТП). Для этого нужно ответить на вопрос: «Что делает ваш отель особенным?» Может быть, это уникальное собрание художественных произведений или возможность использовать оздоровительный потенциал региона.
  • 2. Определить целевую аудиторию (ЦА). Для этого нужно чёткое понимание вашего сегмента. Не «все туристы», а конкретные категории: бизнес- путешественники, семьи с детьми, wellness-гости. Важны и другие характеристики: пол, возраст посетителей, их запросы и платежеспособность.
  • 3. Создать культурный код. Это душа проекта и его связь с локацией: история, архитектура, традиции местности. Для этого нужно ответить на вопросы: «Как ваш проект вписывается в окружающую среду?» И «Как ваш отель отражает культуру и историю региона?»
  • 4. Определить, какой эмоциональный эффект должен производить на гостя отель. Гостиничный бизнес — это экономика впечатлений. В концепции очень важно описать ответы на вопросы: что чувствует гость после проживания: уют, собственный статус  или, например, заряд бодрости, адреналин? Как эти ощущения закладываются в концепцию отеля?
  • 5. Отстроиться от конкурентов. Это означает, что нужно внимательно изучить и проанализировать оппонентов и в итоге понять свою нишу и место на рынке. И опять-таки ответить на вопросы: «Чем ваш проект отличается от существующих? Как он будет выделяться? Что в его концепции будет привлекать гостей?»

Будущее российских отелей

Возможно, прозвучит высокопарно, но это реальность: будущее отечественных отелей тесно связано с решением глобальных проблем общества. Люди не просто хотят комфорта — они хотят оздоровиться, получить незабываемые впечатления, провести время интересно и с пользой. 

Фитнес-центр в курортном комплексе в Крыму 
Фитнес-центр в курортном комплексе в Крыму 

Запросы современных туристов явно отличаются от тех, что были 10 лет назад. Сегодня люди, как совсем юные, так и постарше, с большей охотой поедут отдыхать в тот отель, где реализованы современные тренды:

  • — Здоровый образ жизни. На нём сейчас сосредоточена и молодёжь, и люди среднего возраста, и зрелые. Поэтому очень уместны в отеле будут ПП-меню, фитнес-зал, спа, массаж, йога и другие оздоровительные мероприятия.
  • — Природные материалы и экологические решения. В настоящий момент гостей больше привлекают обволакивающие, спокойные  оттенки в интерьере и натуральные материалы: хлопок, лён, дерево, камень.
  • — Кулуарность и бутиковость. В последнее время сильно возросла популярность маленьких камерных отелей с особой атмосферой, предоставляющих эксклюзивные услуги, индивидуальный сервис, необычную стилистику номеров и общих зон.
  • — Активное долголетие. Всё чаще туристы 50+ выбирают альтернативу санаториям — оздоровительные курорты и отели, но не обычные, а с ориентацией на активное долголетие, на людей, желающих вести активный образ жизни. 

Секрет идеального отеля

Современные гостиничные комплексы, разумеется, существуют, и в России тоже, но их крайне мало. Они — скорее исключение. Чтобы развивать рынок, нынешним отельерам нужно соблюдать баланс между креативностью и практичностью, а также прислушиваться к пожеланиям своих гостей.

Современный отель в Подмосковье, фото с сайта отеля
Современный отель в Подмосковье, фото с сайта отеля

Так каким должен быть идеальный отель? Ответ прост: чтобы в ваш отель люди хотели возвращаться снова и снова, нужно добавить к обязательным удобствам и общей эстетике кое-что еще:

  • — Оригинальность. Каждый отель должен иметь свою уникальную концепцию, отражающую местную культуру и историю города или региона.
  • — Комфорт и удобство. Интерьеры должны быть функциональными, удобными и в то же время уютными.
  • — Экологичность. Экологически чистые материалы и технологии снизят негативное воздействие на окружающую среду и окажут целебное действие на ментальное здоровье гостя.
  • — Интерактивность и технологии. Передовые технологии улучшат качество обслуживания и создадут новые возможности для взаимодействия с клиентами.
  • — Инстаграммность. В наше время без контент-маркетинга не развивается ни один успешный бизнес. Если вас нет в соц. сетях — значит, вас не существует. Создание зон, которыми можно поделиться на фото в соцсетях — обязанность любого отельера.
  • — Социальную активность. Пространства для общения и мероприятий придутся по вкусу экстравертам или одиноким гостям. Многие люди совсем не против новых знакомств и живого общения вместо захватывающего нашу жизнь виртуального мира.

Как видим, российский гостиничный рынок нуждается в серьезных изменениях, направленных на создание уникальных и привлекательных предложений. Но с правильным подходом и вниманием к деталям каждый отель сможет выделиться среди конкурентов и привлечь новых гостей.

Постскриптум

Анна Погодина, как дизайнер и концептолог, мечтает создать сеть отелей в России, объединяющих людей с общими интересами и ценностями. Главная цель — сформировать сообщество людей с похожими ценностями, среди которых и семья и ответственное отношение к природе, здоровый образ жизни и активное саморазвитие.