Иллюстрация: Лика Сочкина

Охотник и трофей

Женщина ни в коем случае не должна проявлять инициативу в отношениях, иначе мужчина потеряет к ней интерес, «куда интереснее заполучить трофей, ради которого нужно постараться», учат современные авторы. Психологи сокрушаются, что такая позиция не дает женщине выбора и вгоняет ее в состояние тревоги, вынуждает мужчину преодолевать искусственно созданные препятствия и мешает эмоциональному сближению в паре: за паутиной манипуляций не видно настоящей искренности и близости.

У сторонников образа мужчины-охотника есть железный аргумент: «Против природы не попрешь». Однако как быть с традиционными племенами, где дамы участвуют в ловле добычи? Например, женщины народа агта на Филиппинах изготавливают луки и стреляют в свиней, представительницы племени матсес в Амазонии преследуют грызунов с мачете, а в Африке даже старухи и пятилетние девочки делают ловушки для дикобразов и дукеров (хохлатых антилоп).

Матери и добытчицы

В новой работе антропологи и этнографы из Тихоокеанского университета Сиэтла и Вашингтонского университета развенчали миф о том, что охота — это прерогатива мужчин. Ученые проанализировали описания 391 племени охотников и собирателей, живущих первобытно-общинным строем в XIX–XXI веках, — наблюдения за ними велись с 1880-х по 2010 год. Выяснилось, что представители 63 сообществ охотятся на дичь, а в 50 из них в этом участвовали женщины. 46% охотниц преследовали мелкую добычу, 15% — среднюю, 4% — крупную. Но ловлю мелких животных, по мнению ученых, не стоит недооценивать: шанс убить большого зверя выпадает редко, а все остальное время тоже надо чем-то питаться.

До сих пор считалось (в том числе с подачи антрополога Брайана Хейдена), что представительницы «слабого» пола не могли заниматься этим опасным промыслом: им приходится вынашивать и растить детей, а запах крови при менструации привлекает хищников. Кроме того, в среднем мужчины обладают большей физической силой. В реальности женщины легко решают все перечисленные проблемы: носят малышей на спине во время охоты, оставляют их на попечение близких, а когда дети подрастают, могут брать их с собой на подмогу. При этом женщины чаще ловят добычу в группе и с собаками, а мужчины предпочитают делать это в одиночку или в парах. 

Сторонники биологических теорий патриархата могут предположить, что эмансипация коснулась даже современных племен охотников и собирателей, и сегодня они живут не так, как представители вида Homo sapiens несколько тысяч лет назад. Но археологи и антропологи уверены, что женщины были полноправными членами общества как минимум со времен палеолита.

Художницы и воительницы

Исследование наскальной живописи в пещерах Африки, острова Борнео, Австралии, Франции и Испании показало, что большая часть рисунков была сделана женщинами и только четверть — мужчинами. Это удалось определить по обведенным ладоням, пропорции которых зависят от пола. Считается, что такие «отпечатки» рук оставляли те, кто проходил обряд инициации. Рядом обнаружились рисунки бизонов, мамонтов, оленей и других животных. Предполагается, что, изображая зверей, наши предки призывали удачу в охоте. И если женщины были авторами наскальных произведений, то это косвенно подтверждает, что рисовали они их все же для себя.

Могилы с охотничьим и воинским снаряжением часто считаются мужскими по умолчанию. Эта закономерность распространяется и на находки более поздних исторических эпох: когда в 1880 году ученые обнаружили захоронение знатного викинга X века, то сразу решили, что перед ними мужчина: рядом со скелетом лежало оружие, игра по военной стратегии и скелеты двух коней. И только в 2017 году анализ ДНК помог выяснить, что это останки женщины. Правда, есть версия, что одежда и оружие скорее имели ритуальную роль и умершая не была воином. Но вот мужские погребения с оружием подобных сомнений почему-то не вызывают, возмущаются ученые.

Аналогичная история случилась и в 2018 году: в высокогорных Андах обнаружилось захоронение возрастом 9 тысяч лет, где в том числе нашли охотничье снаряжение. Анализ ДНК удивил исследователей: в могиле оказалась женщина. Изучив 429 погребений Северной и Южной Америки примерно того же времени, археологи выяснили, что из 27 человек, которых в загробный мир сопровождало охотничье оружие, 11 были женщинами. Исходя из этих данных, ученые сделали вывод, что представительницы «слабого» пола в реальности составляли 30–50% добытчиков.

Взаимоуважение и партнерство

Когда женщина перестала быть равноправным членом общества и превратилась в «добычу»? До недавних пор многие историки считали, что женщины стали заниматься домашними делами с переходом человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Но с этой точкой зрения не согласуются исследования костей доисторических людей. При помощи компьютерной томографии антропологи выяснили, что 10 тысяч лет назад женщины были на 5–10% сильнее наших спортивных современниц и постоянно работали в поле. 

Получается, что женщины тысячелетиями охотились, возделывали землю, воевали и создавали произведения искусства. Такие данные ученые получили давно, но их собственные стереотипы мешали правильно интерпретировать находки. Нет, антропологи не настаивают на том, что в доисторическом обществе был матриархат, но предполагают, что родство по материнской линии считалось важным, например, для передачи наследства или титула. В таких условиях, считают ученые, отношения мужчины и женщины могли строиться не на подчинении, а на взаимном уважении и партнерстве. Пока историки не нашли определенного события, после которого положение женщин изменилось. Возможно, причиной стало появление понятия отцовства, а быть может, возникновение современных религий. 

Сегодня вопрос о том, какую позицию занимать в отношениях, каждый волен решать по-своему. Но не стоит забывать, что представители и представительницы вида Homo sapiens с доисторических времен могли брать на себя разные роли.