Юлия Гусарова, Тамила Енгалычева

«Читать» Кандинского: выставка из двух картин как идеальное пособие по авангардизму

Участники проекта «Сноб» сходили на выставку «Контрапункт: "Композиция VI" — "Композиция VII"», выяснили, как Василий Кандинский придумал беспредметную живопись, и научились «читать» абстрактные образы

+T -
Поделиться:
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

К 150-летнему юбилею Василия Кандинского сотрудники Третьяковской галереи на Крымском Валу сделали то, о чем мечтали без малого 30 лет: установили друг напротив друга два масштабных полотна художника: «Композицию VI» и «Композицию VII». Первая из них входит в собрание Эрмитажа, вторая включена в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, и среди искусствоведов обоих музеев, по словам куратора выставки Ирины Шумановой, несколько десятилетий длится спор о том, которая из этих работ занимает более значимое место в наследии абстракциониста.

Экспозиция оформлена так, что самый далекий от беспредметной живописи зритель сможет постичь идеи Кандинского и в полной мере ощутить силу образов на холстах. Для выставки по проекту архитектора Сергея Чобана были созданы две темные ниши, снаружи напоминающие шатры или капсулы. Внутри первого шатра на стенах, обитых черным велюром, расположены мониторы, на которых демонстрируется эволюция изобразительного метода Кандинского. Переход от предметной живописи к абстракционизму показан в нескольких кадрах: на фрагментах картин серии «Потоп» еще различаются человеческие фигуры, которые от работы к работе меняют очертания и цвет, инвертируются и затем встраиваются в полотно «Композиции VI», в котором можно лишь угадать очертания корабля, словно уничтожаемого волнами цвета. «Композиция VII» сочетает в себе уже несколько мотивов: Судный день, Рай, воскрешение из мертвых, при разработке которых автор создал 13 картин и эскизов.  

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Ирина Шуманова, комментируя эти метаморфозы, рассказала, что Кандинский мечтал быть понятым и написал множество текстов, в которых описывал свой творческий метод и комментировал живописные образы. В видеоинсталляциях можно встретить отрывки эссе, посвященного «Композиции VI»: «Когда черно-белый контрапункт наложится на цветной, рождается великое завтра живописи».

После краткой, но предельно насыщенной видеоэкскурсии зрители попадают во второй шатер, в котором расположены друг напротив друга два огромных полотна. Идея такого расположения основана на принципе контрапункта, который дал название выставке. «”Композиция VI” и “Композиция VII” не могут быть расположены рядом, в противном случае они будут визуально уничтожать друг друга, — объяснила Ирина Шуманова. — На фоне монументального масштаба крупных штрихов и форм “шестой”, “седьмая” композиция со своими более точными геометрическими формами и мелкими элементами казалась бы “дребезжащей”, поэтому их необходимо ”развести”. Но если повесить их слишком далеко друг от друга, то сравнить их будет невозможно. Контрапункт — их единственная возможная форма взаимодействия». Внутри шатра растворяются внешние шумы, зрители говорят шепотом. Источники света искусно замаскированы, и холсты светятся словно сами по себе — атмосфера располагает к своеобразной медитации, после чего работы Кандинского и правда становятся гораздо яснее.