Что сказал муфтий Исмаил Бердиев

«Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась», — заявил 17 августа глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев в интервью «Интерфаксу». Муфтий отметил, что ислам не предписывает обрезать женщин, но «необходимо снизить сексуальность женщин».

«Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала. А это не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше», — заявил он.

Заметка «Интерфакса» с высказыванием муфтия вышла на сайте агентства около полудня 17 августа, а уже через пару часов Исмаил Бердиев опроверг свои слова: «Я не призываю обрезать женщин: это не предписывает ислам, и это просто невозможно. Я говорю о проблеме разврата, о том, что существует проблема, с которой нужно что-то делать», — сказал Бердиев. В интервью «Медузе» муфтий назвал свои слова шуткой.

Это не первое высказывание Бердиева о женском обрезании. В понедельник, 15 августа, в эфире радио «Говорит Москва» он заявил, что обрезание девочек не противоречит догматам ислама. «Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает», — говорил муфтий.

Сам Бердиев женат, у него две дочери. Обрезаны они или нет — неизвестно.

С чего все началось

15 августа правозащитный фонд «Правовая инициатива» опубликовал доклад «Производство калечащих операций на половых органах у девочек в республике Дагестан». Правозащитники сообщили, что практика обрезания девочек младше 3 лет (иногда младше 12 лет) распространена среди народов Восточного Дагестана, в том числе аварцев и причисленных к ним малочисленных народов

Цель подобных операций — снижение чувствительности и сексуального влечения женщин, подготовка девочек к роли жены в патриархальной семье, пояснили авторы доклада.

Женское обрезание бывает трех типов: надрез клитора и пускание крови, удаление части клитора или его полное удаление вместе с малыми половыми губами.

В большинстве случаев обрезание проводят люди без медицинского образования, в антисанитарных условиях при помощи ножей и ножниц и без обезболивающего, говорят правозащитники. Поэтому операции часто приводят к воспалениям, кровотечениям, инфекциям, осложнениям при родах, бесплодию и другим негативным последствиям вплоть до летального исхода.

Организация «Правовая инициатива» работает в России с 2000 года. Она борется с нарушениями Европейской конвенции по правам человека и ведет дела в Европейском суде по правам человека.

Что говорят о женском обрезании

Певица Диана Гурцкая, которая возглавляет в Общественной палате комиссию по поддержке семьи, детей и материнства, попросила Генпрокуратуру проверить информацию о женском обрезании в некоторых районах Дагестана.

«Учитывая крайнюю деликатность темы, особенности национального воспитания, необходимость соблюдения права на вероисповедание традиционного ислама, прошу Вас дать поручение провести всестороннюю и взвешенную проверку опубликованной информации и предпринять установленные законом действия», — написала Гурцкая в письме. В Генпрокуратуре пока не видели письма, но пообещали, что рассмотрят его в законном порядке, как только получат.

Альбир Крганов, муфтий Москвы и Центрального региона:

По шариату женское обрезание дозволено. Но это не говорит о том, что это обязательно, — это сугубо индивидуальное решение каждого человека. И это дозволено только в допустимой форме. Но если эта тема обсуждается на Северном Кавказе, в регионах, я думаю, что духовные управления могли бы, — если это так актуально у них, — инициировать обсуждение данной темы с привлечением широкой общественности или даже экспертов из Минздрава, Минобразования, ученых. На площадке духовного управления, ученых заведений или общественных палат регионов можно эту тему у них обсудить, чтобы поставить точку, чтобы людям разъяснить, что это такое (МИА «Россия сегодня»).

Александр Невзоров, публицист:

Вы долго игрались в духовность, в богов, в крестики и в попики, умилялись по своей серости тому, как много всего положительного связано с религией. Наконец, религия стала показывать свои реальные зубы. В определенных республиках говорят напрямую, в открытую, что как они резали клиторы, как производили клиторидэктомию, так и будут производить («Росбалт»).

Рушан Аббясов, первый зампред Совета муфтиев России:

Женское обрезание — доисламская традиция, которая была присуща не только арабскому миру, но и другим цивилизациям, не соприкасающихся с семитским миром. Можно с уверенностью сказать, что женское обрезание скорее этническая традиция, в основном присуща африканским народам, возможно, имевшая какие-то ритуальные обоснования, являющиеся совершенно чуждыми исламской идеологии («Интерфакс»). 

Всеволод Чаплин, протоиерей, бывший глава синодального отдела Русской православной церкви по взаимодействию церкви и общества:

Ай-яй-яй, какой сейчас поднимется феминистический вой насчет высказывания муфтия Исмаила Бердиева. Он сказал о своей традиции — освященной веками и признанной большинством женщин, живущих в этой традиции. Почему они не имеют право на нее? У нас, православных, традиции другие — но это никогда не мешало нам уважать традиции соседствующих народов. Всех женщин обрезать, наверное, не надо - православным, например, это незачем, они и так не развратничают. Мои симпатии муфтию — и пожелание не отступать от своей позиции в связи с воплями и истериками (Facebook).

Как к обрезанию женщин относятся в мире

Традиция калечащих операций распространена в Африке и некоторых странах Ближнего Востока. В мире живут около 200 миллионов девочек и женщин, подвергшихся обрезанию. По меньшей мере, три миллиона ежегодно рискуют пройти через эту процедуру, говорят в ООН.

В 2012 году ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание. Генеральный секретарь организации Пан Ги Мун призвал полностью искоренить этот обычай.

Подготовила Евгения Соколовская