«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 14: Ненадежные рассказчики
Загадочных диалогов, которые неизвестные люди ведут вечерами в Bang Bang Bar, уже хватило бы, кажется, на один полноценный эпизод. Вообще легко себе представить весь сериал, состоящий из таких бесед, в которых участвовали бы все персонажи «Твин Пикс» вместо того, чтобы бегать по лесам и просачиваться через розетки. За одним столиком две женщины обсуждают Билли, дамского любимца и прыгуна через заборы, за другим Альберт рассказывает жарко дышащей Тэмми о двойниках и голубых розах, за третьим кокни, обзаведшийся зеленой рукой Халка, делится с Джеймсом Херли секретом своей суперсилы.
В общем, четырнадцатая серия примерно так и выглядит — разве что диалоги происходят в разных местах, что несколько разнообразит визуальный ряд, но мало меняет суть. Все друг другу что-то рассказывают — даже квохчущая безглазая женщина готова поведать миру о своих бедах, — но еще большой вопрос, можем ли мы верить этим людям. Когда Сара Палмер говорит, что неприятный мужчина, которому она только что выгрызла кадык, просто взял и упал, пока она мирно пила свою «Кровавую Мэри», доверять ей, конечно, не надо — кажется, не верит ей и бармен, и вообще не исключено, что Сара проделывает это не в первый раз. Но как быть, например, с Дайан и внезапно появившейся у нее сводной сестрой по имени Джейни-И? Можно ли быть уверенным, что она не придумала это вместе с Купером? К вопросу Дайан явно была готова: Купер уже интересовался, спрашивали ли у нее Гордон с Альбертом про Лас-Вегас.
Дело не только в злых намерениях. Ненадежны по разным причинам все рассказчики, начиная с Гордона Коула, вспоминающего свой сон про Монику Белуччи: любой, кто пытается пересказать свои ночные видения, обычно не верит даже сам себе и понимает, что неизбежно искажает реальность сна, пытаясь выразить ее словами. Сновидения путаются и переплетаются с воспоминаниями: действительно ли было явление фэбээровцам Филипа Джефриса, который показывал на Купера и вопрошал: «Что это такое?» — или это был просто старый сон, память о котором почти стерлась? Действительно ли Билли приходил к Тине, оставив после себя лужу крови на полу, или ее дочь пересказывает в баре свой кошмар? Может, и не было никакого Билли, которого мы никогда не видели (если, конечно, он не окажется пьянчужкой из КПЗ, кровоточащим и повторяющим чужие реплики а-ля Даги Джонс) и о котором знаем только из чужих рассказов: например, дядя, который, по словам девушки, то ли был в момент происшествия дома, то ли нет, ведет себя как типичный персонаж сновидения.
При этом некоторым рассказчикам нам предлагают доверять безоговорочно, намекая, что такая слепая нерассуждающая вера обязательно будет вознаграждена, как это произошло с англичанином Фредди, которой побывал в гостях у Великана, теперь представляющегося как Fireman — то ли Пожарный, то ли Человек огня, — и последовал за своей судьбой в Твин Пикс. Оказался крепок в своей вере и Энди, который не забыл о необходимости набить карманы землей и тем самым, похоже, спас своих коллег: померцав на манер лесорубов, они вернулись именно на то место, откуда брали землю. Правда, рассказчиками они стали не то что ненадежными, а просто никакими: о случившемся в лесу ни шериф, ни его сотрудники ничего не помнят. Все воспоминания и все знания достались Энди, давно уже претворяющему в жизнь заповедь «Будьте как дети»: существо, ранее значившееся в титрах как ???????, показало ему краткое содержание третьего сезона и вернуло на землю, чтобы он позаботился о женщине со шрамами вместо глаз. Будет ли теперь Энди делиться с окружающими своими знаниями, неизвестно. Более того, мы не знаем, можно ли будет ему верить.
Не то чтобы мы так уж сомневались в его честности, хотя некоторые вопросы в связи с его шикарным образом жизни (оказывается, они с Люси еще и отдыхают на Бора-Бора!) все равно остаются. Вопрос в другом: стоит ли доверять самому первому рассказчику — Пожарному (пусть действительно побудет пока Пожарным — слово, как мы помним по Брэдбери, может быть многозначным)?
Моника Белуччи говорит Гордону в его сновидении: «Мы похожи на сновидца, который видит сон и потом живет внутри этого сна. Но кто этот сновидец?» Почти тот же вопрос Джеффрис задает по поводу Купера, однако эта рифма — не намек на то, что сновидцем может оказаться Дейл. Теперь, когда мы приняли постулат о множественности Куперов и даже узнали слово «тульпа», понятно, что речь не обязательно идет об идентификации его личности. А вот плохой это Купер или хороший, действительно интересно. И точно так же было бы любопытно узнать побольше о нашем Пожарном: если весь мир — это именно его сновидение, то неизвестно, благ ли этот бог или зол. Например, Фредди, надев по его указанию зеленую перчатку, ломает шею продавцу, и так ли уж сильно это отличается от сцены в баре, когда Сара Палмер убивает дальнобойщика? Были ли покойные нравственными людьми? Едва ли. Нужно ли было их убивать? Принято думать, что нет. Так есть ли разница между той белозубой сущностью, что, возможно, выросла внутри Сары из жука с лягушачьими лапками восьмого эпизода, и силой, заключенной в правой руке охранника Great Northern Hotel? Так ли уж сильно отличаются мать и дочь Палмеры, если обе противостоят злу и снимают лица, как маски, пусть даже у одной внутри свет, а у другой тьма? И кто все-таки собирает в Твин Пиксе силы для решающей битвы (поединок на руках между Фредди и Купером?) — старый добрый гигант или его коварный двойник? А может быть, он просто изначально ни зол, ни хорош и потому посылает к нам то ищущих света дровосеков, то алчущих греха златовласых ангелов?