Над чем смеются подростки

Что такое «упячка» и «демотиватор»? Ася Долина исследует сетевой подростковый юмор

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

Я не ослышалась, он действительно говорит: «Пыщ! Пыщ! Упячка!!!» Разобрать загадочные звукосочетания удалось раза с третьего, пришлось поднести ухо прямо к губам. Это мой брат Матвей отвечает на вопрос: «Что за последнее время тебя сильнее всего рассмешило?» Говорит каким-то специальным шепотом, смотрит хитро, улыбается, и глаза у него горят. «Пыщ! Пыщ! Упячка!» 14-летнему Матвею настолько весело, что его даже не смущает очевидное: я не засмеюсь. «Упячка» — вроде символа принадлежности к тайному обществу. Им можно и похвастаться невзначай — все равно никто не врубится. «Пыщ».

Легче предотвратить увлечение подростка субкультурой, чем потом его из нее извлекать. Как предотвратить? Любовью и контактом. В общем, не знаю, как там с эмоциями и общением, но десятки знакомых тинейджеров в течение полугода поставили себе «Вконтакте» взрослые аватары, убрали информацию о возрасте, заполнили графы «встречается с...» и вышвырнули меня из френдов. Несколько обескураженная, я обратилась к последним «открытым» из них с предложением немного рассказать о своем новообретенном самостоятельном мире. 15 школьников от 12 до 16 лет составили рейтинги того, что в последнее время их больше всего смешило.

1. «Упячка»

Один из самых раскрученных рунет-мемов, изначально — внутренний прикол закрытого сетевого ресурса.

Самые понятные из значений: «слово, смысл которого состоит в полном отсутствии смысла», «синоним полного счастья, возникшего из ничего. Прям как вселенная». «Упячко-движение», известное, помимо прочего, хакерской атакой на сайт Национального банка Украины, борется с «Унылым говном» (УГ).

Сайт «Упячка» представляет собой довольно шизофреническую информационную ленту, которая пополняется пользователями аж с 2007 года и состоит из «фотожаб», флэш-мультиков и эпистолярных экзерсисов поклонников жанра.

 

2. «Реальные» видео

Под эту категорию условно попадают случайные съемки с домашних камер и мобильников, которые тоже благодаря Сети не только с легкостью распространяются, но и становятся суперхитами. Частные, иногда провоцирующие чувство неловкости, но — самое главное — настоящие. Они вызывают у подростков не меньший интерес, чем «сфабрикованное» кино и телевидение.

3. «Специальные» видео

Видеоприколы, рассчитанные, как правило, на «вирусное» распространение в Интернете. В основном это пародии на современное телевидение. «Бомба» последнего полугодия — серия перекрестных репортажей несуществующих «Клубного Подольска» и «Реутов ТВ» (спродюсировано телеканалом «2x2»). Два не слишком презентабельной наружности псевдокорреспондента освещают «самые важные события страны и мира», среди которых, к примеру, выставка кошек:

4. Демотиваторы (демотивационные постеры)

Новейший жанр сетевого фольклора изначально был пародией на советский агитационный плакат. Демотиватор состоит из картинки, слогана и комментария. На одноименном сайте установлена программа, позволяющая с легкостью создавать авторские открытки, которые можно тут же и опубликовать. Далее последует обсуждение — сильный ли мессидж, острый ли юмор, оригинальная ли идея. Демотиваторы порой аморальны, содержат националистические идеи, стебутся над культурой старшего поколения. Есть, впрочем, действительно смешные, трогательные, философские и остросоциальные демотиваторы.

 

5. Мультсериалы

В основном под эту категорию попадают программы телеканала «2x2» — кажется, единственного востребованного среди подростков. Обсуждаются отдельно взятые серии или даже фрагменты новых серий. Например, коронное появление премьера России Владимира Путина в «Гриффинах»:

6. Геймерские приколы

И последняя категория шуток — для тех, кто увлекается компьютерными играми. И без того не слишком одухотворенная виртуальная реальность игры возведена в высочайшую степень бредовости:

На шестом ролике с гейм-пародией восприятие окончательно притупляется и хочется остановиться. От юмора нынешних 15-летних веет абсурдом, агрессией, иронией надо всем на свете и желанием сконструировать альтернативную реальность, в большей или меньшей степени противопоставленную реальности взрослых. В сущности, тем же, чем всегда. Только вот нюанс: в их багаже почти нет историй из жизни, пересказов странного вчера и даже просто фотографий. Кажется, возвращаясь из школы, они усаживаются за компьютер и обмениваются, обмениваются, обмениваются фрагментами общедоступной информации, нашинкованной, прожаренной и оригинально поданной.

Комментировать Всего 28 комментариев

Извините, не удержусь от ответа тем же самым "демотиватором".

А если говорить по существу, то проблема-то лежит, на мой взгляд, глубже. Многие дети, становящиеся "жертвами" этой массовой субкультуры, не получают достаточного внимания от своих родителей. Внимания, направленного на формирование их личности, их интересов и мышления. Им просто нечем заполнить свою жизнь, при этом доступность компьютеров/интернета делает проведение времени в сети гораздо более интересным, нежели игры на улице, чтение книг и т.п. А будучи лишенными должного внимания со стороны взрослых, они попросту не могут отфильтровать то, что могут сами найти в сети, либо же дать этому какую-то оценку. Как ребенок может узнать, что то, чем занимается он (а заодно и все его сверстники), является отклонением от той "нормальной" культуры, о которой мы говорим?

Сергей, большое Вам спасибо и за первый, и за второй комментарий, Вы, конечно, правы насчет некоторой пустоты, которая и провоцирует такого рода увлечения. Однако я убеждена, что приведенные мною примеры не свидетельствуют о тотальном идиотизме и также не иллюстрируют, как Вы сказали, отклонения от нормы. У меня сложилось ощущение (просто от общения с подростками), что тяга к подобным приколам - и есть норма времени, потому что даже самые "занятые" из моих клиентов отвечали максимально честно, и почему-то никто не цитировал Хармса. Мне кажется, здесь встает вопрос, как противопоставить, да и надо ли противопоставлять вот этому потоку бреда так называемую "нормальную" культуру, и если да, то как? Изоляция? Внедрение в какую-то специальную среду?

Ася, я на самом деле не говорил о тотальном идиотизме. Вопрос о влиянии современных субкультурных тенденций, подобных приведенным Вами, на умственное развитие детей, думаю, крайне сложен и неоднозначен. Я имел в виду отклонение от нормы в культурном развитии (а оно я считаю все же есть). Ничего не имею против того, что кто-то пишет на конкретных тематически определенных сайтах комментарии типа "Ололо...", "Ни вкурил" и т.п. Если им нравится ТАК писать и читать аналогичные комментарии от других - мне не жалко. Но когда я слышу все эти же выражения в обычной речи, причем употребляемые не в шутку и не в единичном экземпляре, а на полном серьезе и постоянно, вот тогда меня начинает, мягко говоря, бесить то, что я слышу...

А противостоять этому, по-моему, невозможно, во всяком случае в масштабе всего общества.. Оградить конкретного ребенка - да, наверное, хотя тоже сложно. Вся индустрия развлечений сейчас в принципе совершенно не способствует повышению уровня культурного развития людей.  ТВ - это туповатенькие сериалы, бредовые реалити-шоу, непонятные ток-шоу на непонятные темы (по большей части). Интернет - и того хуже. Кстати, за последние годы изменились в худшую сторону даже такие каналы как дискавери. Если раньше там был очень большой процент научных и исторических передачь, то теперь это в основном развлекательные шоу, не несущие по большей части вообще никакой смысловой нагрузки. Да даже Энимал Плэнет стал показывать половину программ не про самих животных, а про каких-то ветеринаров, спасателей и т.п. Очень показательно...

Сергей, соглашусь насчет качества развлекательной индустрии (и его ужасающего падения), но мне кажется, что интернет-развлечения отличаются от ТВ как раз тем, что они не ready-made, а скорее "сделай сам". Упячку и демотиваторы придумали обычные пользователи, и им за это никто не платил. Разумеется, эти штуки не так "упакованы", как шоу "Звезды на льду" или съемки для "Дискавери". Но зато в них содержится нечто народное - в первоначальном смысле слова. Вы не находите?

Кстати, Вы знаете, что "ололо" появилось впервые в результате опечатки (как и многие другие мемы)? Кто-то писал "около", и его ошибка стала "фатальной" :)

Я не имею ничего против самих демов и прочих аттрибутов интернет-культуры. Более того, я сам, порой, люблю походить по сайтам типа demotivators.ru и ему подобным. Иногда там попадаются действительно интересно и с умом сделанные вещи. Кстати, из всего перечисленного в статье, демы являются самым народным видом интернет-творчества. Народным в том смыслве, в котором употребили это слово Вы. И я с этим совершенно согласен. Более того, вследствие простоты их создания, свои усилия в данном направлении прикладывает очень и очень много людей, которые конечно же хотят похвастаться перед друзьями своим "шедевром" (а иногда и без кавычек) - и это в чем-то хорошо. Как-никак, это то, что требует определенных умственных усилий.

Но в остальном же люди "приобщаются" к данной субкультуре не в качестве ее создателей, а в качестве наблюдателей и "комментаторов", идя, как всегда, по пути наименьшего сопротивления. Дети учатся новому, сначала просто подражая своим родителям и вообще взрослым (в чем-то), здесь же в подавляющем большинстве случаев даже до подражания не доходит, а значит данная культура не позволяет интернет-сообществу в своей массе прогрессировать. И в этом она не слишком отличается от ready-made ТВ-индустрии, которая все больше и больше направлена именно на то, чтобы не развивать, но развлекать. И вот это как раз лично меня беспокоит.

Да, сначала дети подражают и потребляют. Но в интернет-среде у них больше шансов для самостоятельности, чем с телевизором - хотя бы в силу ее интерактивности.

Вообще мне кажется, что ни ТВ, ни интернет не должны развивать сами по себе - это же только медиа. Если родители в состоянии заложить в детей какое-то содержание, то дальше совсем не страшно, на какой ресурс дети попадут. Вы согласны?

Безусловно, Наталья! Главное, чтобы родители сами это понимали. В своем первом комментарии я как раз и сказал, что одна из главных проблем в том, что родители не уделяют должного внимания развитию этого содержания в своих детях. Ребенок приходит домой, садится за компьютер, не мешает родителям, и окей. "Наверное, он там сидит и конечно же занимается самообразованием" - такая позиция очень у многих, хотя и звучит откровенно глупо. И в этом случае влияние интернета во многом определится тем, куда "попадет" в нем ребенок (условно конечно) - на wikipedia или bash.org.

Только один нюанс: башорг иногда значительно лучше википедии (во всяком случае, русской ее версии) :)

Да, Вы правы :) Наверное,  действительно не самые удачные примеры, но мысль, думаю, ясна :)

Проблема стара как мир. У моих детей попросту нет времени на то, чтобы начать исследовать этот прекрасный мир "упячек". Но и тогда, когда они добираются до компьютера, интернет, хоть и поставляет некоторое количество вот такой ерунды, не становится все же основным видом досуга. Дети же, которые сейчас живут "упячками" и "хоум видео", в моем детстве бродили по дворам и играли в ножички.

Мне кажется, вопрос даже не столько во времени (хотя с последним тезисом я совершенно согласен и сам говорил о том же), но и в окружении ребенка. Если другие дети, которые его окружают, постоянно говорят про эти элементы "интернет-культуры", обсуждают ее и т.п., то ребенок все равно будет невольно тянутся к этому, поскольку ему будет неловко "выпадать" из коллектива, который живет такой "культурой". Только во многих случаях, когда детей пытаюстся от этого насильственно отгородить, скажем дома, такая тяга приобретает еще более гипрторфированные формы. Я, например, сужу по своей 14-летней сестре, по детям нескольких наших знакомых. Все они из благополучных хороших семей, но попытка отгородить детей от этой субкультуры обращается бунтом и протестом со стороны ребенка. Причем бунтом во всем.

Полина, спасибо, что ответили! Проблема, разумеется, как и большинство важных проблем вообще, стала как мир, однако очертания ее, как мне кажется, новы (если только не считать, что о самой упячке и демотиваторах уже сказано довольно много). И дети обожают ходить по дворам и играть в ножечки. И еще некоторые из них грустят, что не ходят по дворам, когда сидят дома за книгами. Я это к тому, что в моем опросе участвовали дети моих друзей или друзей моих родителей, которые не являются будущими асоциальными элементами или  создателями будущих упячек и преведов. Эти дети, вероятно, получат хорошие дипломы, профессии. Просто им - вот если совсем честно, если вообще не пытаться кому-то угодить, не бояться рассердить маму-папу - смешнее всего упячка и тд.

Копайте в сторону "имиджбордов" и "луркмора" и получите ответ на вопрос.  А ответ один - это виртуальная девиация.

Дмитрий, Вы вот это имеете в виду? 

http://lurkmore.ru/Школота

У меня сложилось впечатление, что дети, которые не сидят в Интернете круглые сутки, а только фрагментарно знакомятся с происходящим там, не освоили эту мифологию так, как ее освоили, допустим, авторы статьи. Они выхватывают то, что стало попсовым, общедоступным. 

Дело не в том освоиили или нет, а в том, что они стараются подражать этим деградантам из-за ещё несформированного понимания жизненный ценностей. И Вы абсолютно верно заметили, что находясь в сети больше времени все больше подражаешь тому что там есть. В этом то весь и секрет, суть которого - это  процесс приспосабливания к изменяющимся условиям, в том числе и в условиях конкретного местообитания. Если это пока ещё не так "модно", то уже скоро будет, также как и "упячка" с "демотиваторами". Посмотрите вот тут:

http://2-ch.ru/

Это кладезь, который показывает нам обратным образом, в радикальной форме, что может произойти если вовремя не вытащить ребёнка из этого болота.  Сетевые стереотипы всего лишь попытка деятельности человека, направленная на вызывание смеха у окружающих в девиантной форме, то есть попытка вызвать эмоции у окружающих собственным выделением из общей массы. Если Ваш ребенок или любой другой смеется над такими вещами, можно смело сказать, что у него развивается комплекс самоидентификации.

Про bash.org.ru забыли - а его влияние на умы молодежи ничуть не меньше, чем у демотиватора. Это цитатник (жить по цитатам, это не так давно было), и на баше все таки модерация, что позволяет избежать захлеснувших demotivation волн ксенофобии, порнухи, расчлененки и унылости.

Ася Долина Комментарий удален

Башорг - это отражение суровой реальности внутреннего содержимого голов офисного планктона, одновременно унылый плагиат с Американского аналога, мастерски портированный Костей в нашу виртаульную среду.

Олег, спасибо за ссылку на Баш, там, конечно, тоже пруд пруди великих мыслей, вот только странно, что его никто не называл наиболее смешным. Может, не такой уж он смешной? 

<<Может, не такой уж он смешной>>

Могу Вас уверить, что среди подростков в рейтинге смешных сайтов Баш существенно опережает demotivation. И "школоту" там постоянно гоняют, и между собой меряются - "а у меня три цитаты на баше" - "а у меня 2, но одна в лучших месяца"

Олег, пусть лучше он, чем то на что я дал ссылку, Вы правы.

Знаете, друзья, мы сильно отклоняемся от темы. Приведенные вами примеры - это не места массового скопления тинейджеров. 

Ася, к нашему огромному стыду имеджборды и есть то самое место, но притерпевшее деградационную трансформацию. Башорг, конечно же нет. Проблема есть и она серьёзнее чем кажется на первый взгляд, проблема ухода подростков от действительности в виртуальный мир. Я полностью согласен с Александром в его оценке, но сейчас проблема "Отцов и детей" имеет другую форму, сейчас подросток без поддержки родителей подменяет свободу самовыражения в реальной жизни свободой самовыражения в сети интернет и наша главная задача, на мой взгляд, показать подростку, что наблюдаемые им эмоции условны и не несут той ценности, которую они могут нести в реальной жизни, при нормальном общении, при видимой девиации, которую Вы назвали по сути "подростковым юмором", сделав акцент на загадочность звукосочетаний. По самым скромным оценкам все идёт к самому худшему варианту, к замене настоящего виртуальным и подмене настоящих ценностей ложными у неокрепшего ума ребенка. Единственный пока выход - это подражание ребенку в виртуальной среде и постепенный вывод его оттуда путем указания на традиционные источники  эмоционального возбуждения, то есть необходимо выводить ребенка на семейное позитивное общение. Ася, Вы подняли очень серьёзный и больной вопрос над которым ломают головы самые лучшие психологи мира и пока без успеха. Я, как человек, который пребывает в этом "болоте" уже 13 лет могу сказать Вам одно - если такой вопрос возникнет, то поробуйте совместно, на природе понять чего именно не хватает подростку, покажите ребенку что компьютер и интернет - это всего навсего железки и провода. Если ничего не выйдет то замените другой зависимостью, например спортом. Если так все будет продолжаться, то в итоге мы получим самую настоящую матрицу, мирную естественно, но с пустыми городами и безликими серыми людьми у компьютеров.

Ася, этот сайт получил премию Рунета 2008, что доказывает его влияние. Но башорг - это не то, что имеет отношение к глубинному смыслу темы.

А есть ли проблема? :) Мне кажется, картина стара как мир: родителям не нравятся причёски их детей, их манера поведения, музыка, которую они слушают, их юмор и так далее.

"веет абсурдом, агрессией, иронией надо всем на свете и желанием сконструировать альтернативную реальность, в большей или меньшей степени противопоставленную реальности взрослых" - мне кажется, такие слова могли быть написаны и двадцать, и пятьдесят, и сто, и пятьсот лет назад :)

Александр, спасибо, что ответили. Вы знаете, если честно, мне кажется, что сам ваш вопрос о наличии проблемы раскрывает тему на более глубоком уровне. Ведь в конечном счете все это вопрос восприятия. Я, например, наблюдаю, как родители, которым за 40, впадают в ужас или просто тихое непонимание, когда сталкиваются, допустим, с упячкой. А вот мне на самом деле смешно. А Письмошной я, работающая на телевидении, вообще фанатка. Во процитированной Вами фразе заложена Ваша же мысль о том, что тема стара, как мир. Я бы призывала вообще не тревожиться так сильно на тему того, что головы молодых людей замусориваются, ибо я не уверена, что человек способный вообще к фильтрации несомненно эту фильтрацию произведет - тут нужно родительское доверие. Было бы интереснее попытаться проанализировать, к какому примерно типу мышления идет современный ознакомленный с новыми технологиями ребенок. Мне очень интересно, как они будут думать, когда подрастут. 

Несколько лет назад юные пользователи сети зависли на udaff.com 

Потом последовал знаменитый "Превед!" 

Оба течения предъявили русской культуре два самостоятельных деструктивных языковых извращения. Один был основан на принципе "как слышыцца, так и пишыцца", второй "пренцыпеальна каверкал йазыг наобарод".   Я в 17 лет в легкой форме переболел обоими явлениями. Где они сейчас? Благополучно забыты. Тоже самое произойдет и с прочими упячками наших дней. Жаль, что небольшой процент молодежи остается на дне имиджбордов, но это естественный процесс - все контркультуры требуют жертв.

Я ничего не поняла про упячку, но медвед несколько лет назад, по-моему, был великолепен :)

Я думаю, нет проблемы никакой.. это всё та самая интерсубъективность ( я про нее тут как-то писала уже, http://en.wikipedia.org/wiki/Intersubjectivity) - подросткам, как и всем остальным, нужно некоторое объединяющее пространство. Вчера медвед, сегодня упячка, завтра еще что-то..кстати, я не думаю, что это "ножички", это скорее обмен кассетами с "правильной музыкой", если проводить аналогии с нашим детством..