Мы все конформисты

Соавтор знаменитого документального фильма 70-х годов «Я и другие» рассказала, как стало возможно появление фильма о природе конформизма в СССР. С годами человечество не стало более независимым

+T -
Мы все конформисты
От редакции
Поделиться:

 

В 1951 году Соломон Аш, социальный психолог из США, провел такой эксперимент: испытуемому и группе подставных лиц показывали отрезки разной длины и спрашивали, какие из них равны между собой. Заранее обученная группа давала один заведомо неправильный ответ. Выяснилось, что многие люди, оказавшись в группе, где все отвечают неправильно, предпочитает присоединиться к большинству, даже если правильный ответ очевиден.

В начале 70-х годов в Киеве, на киностудии научно-популярных фильмов, режиссер-документалист Феликс Соболев и сценарист Юрий Аликов решили снять фильм, который показал бы, что данные эксперимента Соломона Аша имеют отношение только к американцам. В тот момент они были уверены, что, оказавшись в роли испытуемых, советские люди поведут себя самостоятельно. За идеологическую часть в фильме отвечал академик РАО Артур Петровский, который и не догадывался, насколько это может быть опасно: советская социальная психология еще не понимала, что конформность вообще свойственна людям.

В одном из первых экспериментов испытуемым (студентам киевских вузов) показали фотографию мужчины (актера одного киевского театра) и попросили дать его личностную характеристику, исходя из внешности. Одним при этом говорили, что этот человек — опасный преступник, а другим — что он великий ученый. Ответы испытуемых в двух этих случаях кардинально различались: первые говорили, что внешность выдает в нем хитрого, жестокого, злого, не заслуживающего доверия человека; вторые — что это лицо доброго, умного, мягкого мужчины, который явно любит детей. Не было ни одного человека, который сказал бы, что не может сделать никаких выводов о характере этого человека по фотографии. Начиная снимать фильм, мы понятия не имели, что эксперименты приведут к подобным результатам, так что сами были очень удивлены.

В другом эксперименте (вариации эксперимента Аша) перед детьми ставили две пирамидки, белую и черную. Несколько специально подготовленных детей говорили, что они обе белые. И большинство испытуемых повторяли: «Обе белые».

Этот эксперимент вызвал протест педагогов: они говорили, что он учит детей врать, и требовали другой методики. Тогда был придуман эксперимент с кашей.

Детям давали попробовать кашу из одной тарелки и спрашивали, сладкая она или соленая. Каша была сладкой, но с одной стороны ее предварительно очень сильно солили. Ложку соленой каши каждый раз давали последней. Дети, уже знавшие, что другим каша казалась вкусной, повторяли, что каша сладкая.

Современные дети, которые кажутся нам гораздо более самостоятельными, в этой ситуации повели бы себя точно так же; так же обычно ведут себя и взрослые. Это не возрастная характеристика, а наша социальная особенность: когда я не знаю, как поступить, я смотрю, что делают другие.

Еще одна вариация ашевского эксперимента: молодым людям показывали фотографии совершенно разных людей и спрашивали, есть ли среди них фотографии одного и того же человека. Многие подопытные соглашались с самыми невероятными ответами подставной группы: в одном эпизоде подставная группа горячо доказывает, что бабушка в платочке и дедушка со щетиной — один и тот же человек, просто переодетый.

Впрочем, нужно учитывать, что для таких экспериментов мы специально готовили испытуемого: для того чтобы так успешно манипулировать человеком, нужно, чтобы он почувствовал себя членом группы. Поэтому перед съемками они все вместе пили кофе и разговаривали — на это средств и времени мы не жалели.

Но нашей основной основной задачей все еще было показать, что советские люди самостоятельные. Подтасовывать результаты мы не могли. Нужно было придумать такой эксперимент, чтобы никто не пошел на поводу у группы. Тогда я предложила повторить эксперимент с черными и белыми пирамидками на взрослых — хотя это и казалось уж слишком очевидным.

Мы с подставной группой долго учились с серьезными лицами говорить, что обе пирамидки белые. И первый же парень, которого мы взяли в качестве испытуемого, вдруг вслед за всеми повторил: «Обе белые», причем трижды. Он испортил нам кино. Мы все были в шоке. Позже он объяснял, что подумал, что все в группе знают такую формулу, по которой они обе белые. Я его спросила: «А если тебе задут принципиальный, жизненно значимый вопрос, ты ответишь правильно?» — «Да!»

Социальные отношения — это ловушки; для того чтобы не попадать в них, нужно, чтобы постоянно была включена голова, а это очень тяжело. Это требует таких больших энергетических затрат, что иногда нам действительно нужен отдых.

Наша молодежь и дети все время давали конформные реакции. Нас это, конечно, огорчало. Но в конце концов нам удалось придумать эксперимент, который показал, что присущий нашим детям коллективизм пересиливает конформность. В этом эксперименте детей просили выстрелить в одну из двух мишеней: выстрелив в одну, они заработают монетку для класса, выстрелив в другую — для себя. При этом дети знали, сколько детей из класса выбрали первую мишень, а сколько — вторую. Эти результаты были сфальсифицированы: им сообщали, что подавляющее большинство их одноклассников забрали монетку себе. Тем не менее почти все дети совершенно искренне стреляли в пользу класса.

Фильм сразу стали показывать на большом экране, и показывали в течение нескольких лет. Мне казалось, что этот фильм говорит: давать конформные реакции нормально, но, тем не менее, человек должен стараться думать, тогда им нельзя будет манипулировать с такой легкостью. Не всегда нужно брать на себя ответственность. Человеку как социальной единице иногда, в нейтральной ситуации, удобно согласиться с другими. Если же вам действительно важен результат, вы должны стоять на своем.

Но власть быстро поняла, что фильм можно использовать иначе: с его помощью можно учить будущих руководителей, организаторов и лидеров манипулировать людьми. Фильм стали показывать студентам — будущим лидерам стран соцлагеря; первое время меня приглашали рассказывать о фильме, давать свои комментарии. В принципе, с точки зрения задач власти, это правильно — каждая система работает сама на себя. Но я выбрала себе другую профессию, я не хотела в этом участвовать, так что я отказалась.

Комментировать Всего 15 комментариев

Превосходный!

Очень очень тонкий Материял!!

Спасибо!!

Эту реплику поддерживают: Tania Evlampieva

Спасибо! Это самая сложная лекция оказалась - Валерия Сергеевна -  строга с нами была  невероятно, еле-еле уговорилась, но все получилось ))  

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Последний эксперимент подтверждает ту же конформность мышления. Детям с малых лет долбили про коллективизм, вот они и выбирали в пользу класса.

Эту реплику поддерживают: Tania Evlampieva

Все и началось с того, что мы тут страшно загорелись выяснить - дети с мишенями - это монтаж или правда. И все-таки долбили с детства  

Очень точно - оказывается что конформизм к идеологической установке оказался сильнее чем конформизм к классу, что само по себе очень интересное наблюдение.

А все же не ясно осталось, можно ли как-то изменить степень конформности человека, нужно ли это, и почему одни конформны, а другие нет. И как это использовать в жизни. А если человек бьется за то, чтобы все пошли есть туда, куда он хочет, это же не значит, что он невнушаем. Или это показатель уже?

Полина, конфорMность от английского conform то есть буквально "укладываться в форму" по латыни. Конформность это нормально и необходимо для любого социального животного. Как и все остальные качества - у одних больше, у других меньше. У детей больше. Вообще-то, интереснее эксперименты где под воздействием внушения меняется не только ответ, но и сама перцепция, то есть, утрируя, чёрный цвет действительно кажется белым.

Юрий, спасибо, что обратили внимание на ошибку в написании. В лекции однако специально отмечается, что степень конформности не зависит от возраста. И все же как использовать это знание в жизни? Я отношу себя скорее к нонконформным людям, иногда мне кажется, это мешает мне, иногда облегчает жизнь. Как управлять этим...

По-моему, лектор исчерпывающе ответила на Ваш вопрос. Посмотрите ещё раз последнюю часть.

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Татьяна, Вы, видимо, слишком узко понимаете значение этого слова. Конформизм это ещё и способность поступаться собственными интересами ради общих, что совсем не всегда плохо. Конформизм это необходимое условие для успешного социума.

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Мы среди прочего и животные, конечно. Конформизм это эволюционное приспособление, существует и у людей, и у других животных живущих группами (социумами).

Кстати, скотома, это любое "слепое пятно", например то, которое расположено в месте выхода зрительного нерва из глазного яблока. Корень - греческий σκ?τος (темнота, тень).

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Интересный эксперимент сегодня описан в Нью-Йорк Таймс: http://www.nytimes.com/2010/03/23/science/23tier.html?ref=science

Очень похож на последний эпизод в фильме, но доказывает что инстинкты справедливости и честной дележки в нас всех все же глубоко заложены...

Приятно и удивительно узнавать, что в целом мы симпатичные люди )

Примерно месяц назад я записался в программе «Картина маслом» у Дмитрия Быкова, и вот на днях она вышла в эфир на Пятом канале. Тема программы показалась мне крайне интересной — она была посвящена конформизму и нонконформизму. В этой программе был показан уникальный советский фильм «Я и другие» Феликса Соболева. Я рекомендовал бы посмотреть его всем «снобам», потому что это потрясающе интересный документальный фильм 1971 года — непонятно, как он тогда проскочил!

В программе участвовали разные интересные люди: психолог Сергей Мелков, второй секретарь Центрального комитета Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) Дарья Митина, Николай Усков, Андрей Бартенев, Евгений Хавтан, Вячеслав Пьецух, Максим Курочкин. Но главным гостем, конечно, была профессор Мухина, которая проводила тогда эксперименты, описанные в фильме. Как она энергична, как прекрасно выглядит спустя почти 40 лет! На мой взгляд, программа удалась. Обсуждение было очень интересным, но больше всего мне, конечно, понравился сам фильм — поэтому очень рекомендую всем сначала посмотреть это кино, а потом и программу. 

Фильм есть здесь http://video.yandex.ru/users/woodyalex/view/221/ , а программа здесь: http://video.yandex.ru/users/woodyalex/view/222/.

 

Новости наших партнеров