На авиарейсах в США вводят новую систему безопасности

У пассажиров, летящих в США, вместе с паспортом будут проверять и биографию. Службы безопасности будет интересовать все: происхождение, спутники и предыдущие путешествия пассажиров. Новые меры коснутся всех, а не только граждан из списка «рискованных» стран

+T -
Поделиться:

Согласно новой процедуре, одобренной президентом Бараком Обамой, дополнительному обыску может быть подвергнут гражданин любой страны, кто по каким-либо параметрам подходит под описание потенциального террориста, предоставленное разведкой. Об этом газете The Los Angeles Times рассказал высокопоставленный сотрудник Белого дома. Как отмечает The New York Times, уже сейчас о пассажирах, направляющихся в США, американские власти собирают самые разные сведения: маршрут следования, транзитные страны, детали покупки билетов и бронирования отелей, а также информацию о сопровождающих лицах.

Подробнее

До сегодняшнего дня применялся несколько иной принцип. Обязательному досмотру перед полетом подвергались все без исключения граждане из списка 14 «рискованных» стран, который включал в себя, в частности, Пакистан, Саудовскую Аравию и Нигерию.

Эта система была спешно введена после несостоявшегося теракта на последнее Рождество. Тогда, напомним, нигериец пронес на борт самолета, летевшего из Амстердама в Детройт, бомбу, зашитую в трусы. На подлете к месту назначения он попытался привести взрывное устройство в действие, однако, по счастливой случайности, оно не сработало. Самолет совершил успешную посадку, молодой террорист Умар Фарук Абдулмуталлаб был задержан.

Тот факт, что смертник не был остановлен при посадке в самолет, Обама назвал провалом спецслужб и всю ответственность за него взял на себя. Проверка показала, что у спецслужб имелись предварительные данные о том, что готовится теракт, а также о том, что Абдулмуталлаб решил присоединиться к «Аль-Каиде». Однако из разрозненных данных так и не удалось сложить цельную картину, в результате нигериец не был внесен в списки тех, кто не может быть допущен на борт самолета или же должен подвергнуться специальному досмотру.

Экстренные меры безопасности, введенные после этого случая, требовали ежедневно обыскивать в аэропортах тысячи людей лишь на основании их гражданства. Критики Белого дома заговорили о том, что власти встали на путь дискриминации, а авиакомпании попросили администрацию ослабить режим перед началом «горячего» летнего сезона во избежание паралича всей системы авиаперевозок.

Высокопоставленный сотрудник Белого дома в беседе с The Los Angeles Times признал, что введенные в январе меры доставили неудобство многим пассажирам. «Мы считаем, что новая система намного более эффективна. Она направлена на оптимизацию наших усилий по пресечению терроризма», — заявил он.

Источник The Washington Post в Белом доме привел пример того, как будет работать новая система. Допустим, спецслужбы получили информацию о неком гражданине из Азии, который недавно ездил на Ближний Восток. Известен примерный возраст подозреваемого, другие приметы, однако информации о его имени или номере паспорта нет. Все имеющиеся данные о нем будут внесены в специальную базу данных, доступ к которой получат коммерческие авиакомпании. Сотрудники служб безопасности должны будут на основании этих данных подвергать дополнительному обыску тех, кто соответствует описанию. Собеседник газеты признает, что в некоторых случаях при принятии решения им придется полагаться исключительно на собственное мнение. В Белом доме подчеркивают, что стать объектом особого внимания в аэропортах могут стать даже граждане США, отбывающие на родину из зарубежных стран.

По данным The Washington Post, новый порядок заработает в течение месяца. При этом он будет действовать параллельно с уже действующей системой списков подозрительных лиц, в которые входит более 24 тысяч человек.

Сергей Мигдал

   Новая система — шаг вперед; это запоздалый урок 9\11. Раньше все эти развернутые данные о пассажире использовались только для того, чтобы не впускать в США нежелательных иностранцев; данные поступали на таможню, пока человек был в воздухе. Теперь эти данные будут передаваться за 48 часов до вылета в секьюрити авиалинии — и человека не пустят на борт.В Израиле подобная система совершенствуется и работает с 70-х годов после теракта Красной армии Японии 1972 года; эта левая организация сотрудничала с палестинцами. Крупные теракты на территории страны были тогда почти невозможны. Поэтому три террориста сдали чемоданы с оружием в багаж в аэропорте вылета. Прилетев в Израиль, они подошли к точке выдачи багажа, получили чемоданы и тут же открыли огонь по пассажирам.

После этого мы стали делать предпроверку при посадке на самолеты, летящие в Израиль, и требовать соблюдения этих протоколов от иностранных авиалиний. А тем, кто не хочет проходить контроль, могут отказать в праве на посадку. Министерство транспорта время от времени посылает своих людей в аэропорты мира проверять эту работу — официально и неофициально.

От системы предпроверки требуются две вещи: 1) эффективность и 2) минимум помех для передвижения людей. Система сплошной проверки для граждан 14 стран, внедренная в США в январе, не делает ни того, ни другого; я уже писал об этом в своем блоге. Сделать более избирательный контроль необходимо, хотя все упирается в пресловутую политкорректность. Нужен профайлинг, основанный на реальных данных и профессиональном подходе, поэтому сегодняшнее нововведение можно только приветствовать.Профайлинг должен все время поспевать за изменениями в тактике террористов. В последние годы рекрутеры террористов тратят больше усилий на освоение новых контингентов, не описанных средним портретом «18-25 лет, южанин, мусульманин». У нас на границе взяли уже двух таких: немец и англичанин, приняли ислам в тюрьме, должны были получить бомбу в Иерусалиме и взорваться где-нибудь в респектабельной гостинице.

России стоит взять профайлинг на вооружение. Сегодня объявили о тотальной проверке 100 процентов приезжающих с Северного Кавказа. Ну да, у страны, конечно, много ресурсов, по три милиционера с автоматами на каждые 100 метров. В Израиле можно проехать 100 километров и не увидеть ни одного.

Марк Гарбер

    Конечно, как пользователя это меня радовать не может, но, с другой стороны, такая система уже существует в Израиле, причем довольно давно. Раздражает это ужасно, вызывает состояние ненависти до конвульсий, когда ты идешь на рейс, а тебя начинают дербанить во все стороны. Но если отрешиться от собственных реакций, то надо признать, что терактов в Израиле на самолетах не было. Хотя это, наверно, самый желанный объект. И лучше, чем израильтяне, никто не контролирует процесс. Такие меры имеют смысл и потенциал по борьбе с терроризмом, хоть и неприятны. Естественно, через это законодательство можно протащить все что угодно, пользуясь этим правом, будут творить разное. Например, спецслужбы могут использовать это для выяснения той информации, что нужна им и что не будет относиться к безопасности и борьбе с терроризмом. Все эти меры, что в Израиле, что в Америке, конечно, нарушают так или иначе права личности и гражданские свободы, но терроризм — это новый вид войны, а у войны свои правила.

Комментировать Всего 22 комментария

Новая система — шаг вперед; это запоздалый урок 9\11. Раньше все эти развернутые данные о пассажире использовались только для того, чтобы не впускать в США нежелательных иностранцев; данные поступали на таможню, пока человек был в воздухе. Теперь эти данные будут передаваться за 48 часов до вылета в секьюрити авиалинии — и человека не пустят на борт.В Израиле подобная система совершенствуется и работает с 70-х годов после теракта Красной армии Японии 1972 года; эта левая организация сотрудничала с палестинцами. Крупные теракты на территории страны былитогда почти невозможны. Поэтому три террориста сдали чемоданы с оружием в багаж в аэропорте вылета. Прилетев в Израиль, они подошли к точке выдачи багажа, получили чемоданы и тут же открыли огонь по пассажирам.

После этого мы стали делать предпроверку при посадке на самолеты, летящие в Израиль, и требовать соблюдения этих протоколов от иностранных авиалиний. А тем, кто не хочет проходить контроль, могут отказать в праве на посадку. Министерство транспорта время от времени посылает своих людей в аэропорты мира проверять эту работу — официально и неофициально.

От системы предпроверки требуются две вещи: 1) эффективность и 2) минимум помех для передвижения людей. Система сплошной проверки для граждан 14 стран, внедренная в США в январе, не делает ни того, ни другого; я уже писал об этом в своем блоге. Сделать более избирательный контроль необходимо, хотя все упирается в пресловутую политкорректность. Нужен профайлинг, основанный на реальных данных и профессиональном подходе, поэтому сегодняшнее нововведение можно только приветствовать.Профайлинг должен все время поспевать за изменениями в тактике террористов. В последние годы рекрутеры террористов тратят больше усилий на освоение новых контингентов, не описанных средним портретом «18-25 лет, южанин, мусульманин». У нас на границе взяли уже двух таких: немец и англичанин, приняли ислам в тюрьме, должны были получить бомбу в Иерусалиме и взорваться где-нибудь в респектабельной гостинице.

России стоит взять профайлинг на вооружение. Сегодня объявили о тотальной проверке 100 процентов приезжающих с Северного Кавказа. Ну да, у страны, конечно, много ресурсов, по три милиционера с автоматами на каждые 100 метров. В Израиле можно проехать 100 километров и не увидеть ни одного.

Конечно, как пользователя это меня радовать не может, но, с другой стороны, такая система уже существует в Израиле, причем довольно давно. Раздражает это ужасно, вызывает состояние ненависти до конвульсий, когда ты идешь на рейс, а тебя начинают дербанить во все стороны. Но если отрешиться от собственных реакций, то надо признать, что терактов в Израиле на самолетах не было. Хотя это, наверно, самый желанный объект. И лучше, чем израильтяне, никто не контролирует процесс. Такие меры имеют смысл и потенциал по борьбе с терроризмом, хоть и неприятны. Естественно, через это законодательство можно протащить все что угодно, пользуясь этим правом, будут творить разное. Например, спецслужбы могут использовать это для выяснения той информации, что нужна им и что не будет относиться к безопасности и борьбе с терроризмом. Все эти меры, что в Израиле, что в Америке, конечно, нарушают так или иначе права личности и гражданские свободы, но терроризм — это новый вид войны, а у войны свои правила.

Важно отметить, что я приветствую новую систему только в том случае, если она приведёт к резкому уменьшению неудобств для обычных пассажиров ВМЕСТЕ с улучшением безопасносто полётов. К сожалению, опыт показывает, что в Америке есть большие проблемы с внедрением "умных" систем безопасности на транспорте. К тому, у американской разведки масса проблем, работает она слабовато, так что больших надежд у меня на всё йто нет.

Как положительный пример, я могу привести американскую компанию Continental Airlines, они переняли израильскую систему безопасности. Когда я летел из JFK в Израиль, работники СБ этой компании опрашивали меня перед чек-ином в израильском стиле, даже попросили меня показать им визитные карточки людей, встречи с которыми я упомянул в своих ответах. Марк Гарбер упомянул "состояние ненависти до конвульсий, когда ты идешь на рейс, а тебя начинают дербанить во все стороны." Марк, кого Вы ненавидите при этом, объясните мне?

Как-то все это недостаточно по-американски...  Въезду в США должен предшествовать экзамен в виде викторины, с вопросами типа "Кого называли необрезанными псами в романе Айвенго?"  Получающих 60 баллов из 100 впускают, получающим больше выдают такие "ценные бесплатные призы" как вакса для автомашины или колечко для ключей из подобного золоту металла, а получающих меньше ждет мини-Гуантанамо, в которую переоборудована часть зала ожидания.

Разве во впускать дело?! Выпускать нельзя!

Всех впускать, никого не выпускать!

Большинство американцев осядут в мини-Гуантанамо.

Андрей! Ну что же Вы так ненавидите Америку? Ей Богу, не худшая страна и не худшие люди здесь живут. Я думаю старина Зигмунд мог бы Вам помочь. Вылечил же но Бруно Вальтера! (Правда, он давно уже не практикует).

Попробуйте дыхательные упражнения по системе йогов (или Станиславского, если это Вам это ближе :))

Степан, дорогой, я ненавижу Америку не больше, чем я ненавижу Россию.  А ненавижу я не страну, а строй, ведущий США, как мне кажется, к тоталитаризму "другим путем" - без культа личности, без концлагерей, без большой крови.  Оказывается, многое из того, что делали Ленин, Сталин и их преемники для создания и укрепления тоталитарного строя в России было вовсе не нужно.  Чтобы подчинить и запугать 99% не обязательно расстрелять 9%, достаточно их раздеть догола в аэропорту.  Это - большая тема, и когда-нибудь, надеюсь, мы с Вами ее обсудим за рюмкой чая.  Пока я просто призываю Вас принять как аксиому, что тоталитаризм видоизменчив - приходит на ум английское очень точное слово mercurial - и что он не обязательно выражается в парадах, в марширующих колоннах, в лозунгах и т. д., как будто из творчески несостоятельной телепостановки по роману Орвелла.  Степан, я об этом написал книгу в 1993 г.  Авторские я уже давно за нее не получаю, так что от чистого сердца предлагаю Вам ее прочесть.  Она называется The Gingerbread Race, вышла в Лондоне в издательстве Picador. 

Андрей, никакое государство не является простым и однородным явлением, так как населено людьми. Нет идеальных и чистых устройств общества. Слова "тоталитарный", демократический" - метки размытых (нечетких) множеств. Элементы тоталитаризма есть в любой стране, как про любого человека нельзя сказать, что он полностью здоров. Но мы ведь говорим: "Он здоровый человек", понимаю, что в большой мере, "он здоровый человек". 

Элементы тоталитаризма есть и в США, но не в такой мере, чтобы называть страну тоталитарной. В целом, это нормальная страна. Много более нормальная чем подавляющее число стран в нашем лучшем из миров.  

А вот Фрейда Наврозов страсть как не любит!

Фрейда не надо любить! 

- Валико, ты помидор любишь?

- Кушать люблю. А так - нет!

Хорошая мысль, Андрей, мне нравится! Я поддерживаю шаги по повышению уровня знаний у населения, а такого рода викторина - это ещё и весело! Представляю, как все кинутся учить американскую историю и литературу. Но вопросы надо поручить составлять тебе, чтобы не было такой халявы, как на экзамене по получению американского гражданства. А чтоб было политкорректнее и честнее, на эти вопросы должны будут отвечат и американцы, желающие попасть на международный рейс, это будет ещё веселей, даже если давать им фору в 25 баллов!

Если пасажир отвечает на многие вопросы правильно, тогда к нему физически будут мение предирчевы.

Несмотря, на то, что я часто летаю, я могу добавить только то, что я буду приветствовать создание или усовершенствование любой системы безопасности. Хотя чисто по-человечески, безопасность или вернее ее видимость в Европе вызывает раздражение.

Поразительно, на сколько настоящее напоминает одновременно и сюжеты Станислава Лема и Филиппа Дика...Становится нормой настаивать, чтобы за 1 ЧАС до приземления в CША пассажиры воздержались от хождения по салону, ну и в идеале и от туалета за компанию (вдруг че не то встряхнешь то). И это при трансатлантическом рейсе. Ну ок, хорошо, может с самолетами там мудро порешаем, просто чекин будет за 5 часов, а визовый контроль при прелете - ровно сутки. А простите в метро? Переймем практику, и будем спрашивать, зачем мил человек, тебе поезд от Белорусской до Павелецкой? Ой, забылся, из Сохо в Трайбеку? Можно в принципе все, страну великих возможностей превратить в параноидальный остров, а всем передвигающихся по периметру улиц, обязать раз в 2 минуты сплевывать, (опыт имеется, можем помочь), дабы контролировать перемещения человекоединиц путем выверки  выделений.

Научи дурака Богу молиться - он и лоб расшибёт . . .

Да, Игорь к этому и идёт. Обратите внимание, что в аэропорту Бен-Гурион в Израиле нет проблем с проносом жидкостей через security, вся система настроена на то, чтоб обнаружить потенциального террориста (или даже unsuspecting patsy) ещё до чек-ина! И на самолётах EL AL на пути в Израиль никто не запрещает никому вставать, ходит, или доставать сумки, почти до самой посадки.

Жидкость? На что вы намекаете? Не антисемит ли Вы, Сергей?
Ты, Гусов, совсем охренел со своими переездами, если и со мной на "Вы" перешёл!:-)
...и в каждом аэропорту еще и на жидкость меня проверяют! Извини, совсем из меня сумашедшего сделали, друг!
Вот-вот, антисемиты хреновы!

Всё будет хорошо . . .

Кстати, заметь, в израильском аэропорту ты хоть ящик с вином мог в самолёт нести! Только расскажи селектору подробности о своей интимной жизни - и лети хоть с пулемётом, если он тебе нужен в стране прибытия!

Да, что правда, то правда, помню такой момент. Да и винцо было классное!