Стюарт Бранд: Эра антропоцена, или Исполнить роль бога
Стюарт Бранд и экология
В этом году мы выпустили приложение к «Каталогу всей Земли» — «Знание всей Земли». Но прежде чем приступить к основным положениям книги, хочу заметить, что участвую в зеленом движении с десяти лет. В университете тоже занимался экологией и эволюцией, а после издания «Каталога всей Земли» меня стали называть «мистер Нэчурал». В администрации Джерри Брауна мы много внимания уделяли энергетической эффективности Калифорнии и добились того, что выбросы парниковых газов у нас меньше, чем в других штатах.
Урбанизация
Главное демографическое событие нашего времени — стремительная урбанизация. К середине столетия около 80 процентов населения будет жить в городах. Именно города — движущая сила истории. Сегодня все самые крупные города находятся в развивающихся странах; и растут они там втрое быстрее, чем в индустриально развитых странах. Это значит, что подъем Запада закончен.
Причина столь стремительной урбанизации в том, что город открывает людям новые возможности. Новые поселенцы создают вокруг себя нужную им среду, инфраструктуру, участвуют в денежной экономике; они креативны и очень энергичны. Трущобы способствуют процветанию: например, Мумбаи, наполовину состоящий из трущоб, производит одну шестую ВВП Индии.
Новые поселенцы городов пытаются вырваться из бедности и помогают в этом друг другу, в том числе незаконными средствами — то есть через неформальную, теневую экономику. Люди, живущие в условиях неформальной экономики, со временем переходят либо в легальный мир, либо в мир преступный. Наша задача — облегчить им выбор в пользу легальной экономики.
В городе происходит столкновение разных миров. Связи между городом и деревней, в том числе, поддерживают благополучие деревни: у оставшихся там людей появляется возможность реализовывать урожай на новых быстрорастущих рынках. Так что помочь деревне можно с помощью хорошей дороги, мобильной связи и магистральной электросети.
Сегодня в городах живет миллиард человек; скоро к нему добавится второй. Жизнь в городе — это определенный образ жизни. С точки зрения экологии важно то, что города снижают темпы демографического роста: у горожан меньше детей, но выше качество человеческого капитала. Этому сопутствует неожиданный побочный эффект: в городах число пожилых людей постоянно растет, а число детей уменьшается. При этом в новые города приходят в основном молодые люди. Таким образом, мы получаем север, где в старых городах в основном живут старики, и юг, где в новых городах живет молодежь, способная изобретать и использовать новое.
Климат
Климатическая ситуация будет ухудшаться серьезнее и быстрее, чем мы думаем. Климат — очень сложная нелинейная система. Нас ждет резкий рост числа климатических беженцев и сопутствующие последствия, такие, например, как войны за ресурсы.
Энергетика
Чтобы поддерживать жизнедеятельность городов, нужны электросети с базовой нагрузкой. Сегодня в мире есть три источника базовой электроэнергии — уголь и газ, атомная энергия и энергия воды (сохранять энергию, получаемую от солнца и ветра, мы пока не умеем). Уголь опасен для экологии. Ресурсы гидроэнергетики исчерпаны. В настоящее время единственный способ сократить выбросы в атмосферу и, возможно, сохранить климат — это использовать атомную энергию.
Уровень отходов в угольной и атомной энергетике несопоставим: с этой точки зрения, ядерная энергетика даже опережает солнечную. Это подтверждают даже шахтеры, которым ядерная энергетика угрожает потерей заработка. Ядерные реакторы строит сегодня весь мир.
Микрореакторы, которые уже выпускаются сегодня, могут оказаться даже целесообразнее локальных солнечных и ветряных установок, о которых любят говорить защитники окружающей среды. Первые разработки в этой области начали русские. Эти реакторы компактны и надежны; для их изготовления частично используются демонтированные боеголовки.
Генномодифицированные культуры
Культуры, созданные генным путем, — наиболее успешная инновация за всю историю сельского хозяйства. Они безвредны для окружающей среды, поскольку могут выращиваться беспахотными методами — почва остается нетронутой, и ее плодородность с каждым годом увеличивается. Снижаются выбросы из почвы углекислого газа; сокращается использование пестицидов; уменьшаются площади, занятые под сельское хозяйство (и оставляют больше места для дикой природы). Доступность культур, полученных с помощью генной инженерии, должна стать моральным императивом.
Геоинженерия
Сегодня геоинженерия — табу, особенно в правительственных кругах. Но отказаться от нее не удастся: новости будут все более тревожными: катастрофы вроде недавней аномальной жары, циклоны, как в Бангладеш, войны из-за водных ресурсов в бассейне Инда будут повторяться.
Результаты геоинженерии затронут каждого из нас. Это поднимает важную проблему: какой орган должен принимать связанные с ней решения? С одной стороны, результаты действий, предпринятых отдельной страной, затронут всех, так что нельзя позволить каждой стране заниматься разработкой геоинженерных технологий на свое усмотрение. С другой стороны, полный запрет на эту деятельность может привести к гибели цивилизации. Так что на этом поле нас ждут сложные дипломатические игры.
Эра антропоцена
Климатолог Пауль Крутцен назвал нашу геологическую эру «антропоценом», эрой господства человека. Это возлагает на нас определенные обязательства. «Каталог всей Земли» начинался словами: «Мы подобны богам и можем научиться выполнять эту роль с успехом». «Знание всей Земли» я начал по-другому: «Мы подобны богам и обязаны выполнять эту роль с успехом».