Фото: Пресс-служба Lexus
Фото: Пресс-служба Lexus

Байкал — самое глубокое озеро в мире (1,6 километра!), которое становится официальной переправой для транспортных средств в зимний период, когда лед достигает толщины от 50 см. Дорогу по озеру можно увидеть даже на «Яндекс.Картах», вот только ездить по нему рекомендовано в светлое время суток, чем многие, к сожалению, пренебрегают и доставляют сотрудникам МЧС массу хлопот. В сезон на озере можно увидеть множество замысловатых транспортных средств: это и «Хивусы» на воздушных подушках, и вездеходы ТРЭКОЛ на огромных надувных колесах, и наши родные незатейливые «буханки», перевозящие группы туристов. 

Жизнь на льду кипит и создает ложное впечатление безопасности. На деле лед Байкала коварен и не прощает ошибок. На ровной с виду замерзшей глади не будет ухабов и кочек, зато найдутся разломы трещины, торосы и снежные насыпи. Все это заметно тревожит подвеску — правда, с помощью системы Multi-Terrain Select автомобиль легко адаптируется к любому виду покрытия. При малейшем отклонении от заданного маршрута есть риск попасть в открытую пропарину, скрытую тонкой коркой льда или припорошенную снегом, либо же в продухи, которые прогрызла байкальская нерпа для того, чтобы дышать подо льдом. 

На замерзшем озере принципиально отличаются не только условия покрытия, но и правила движения и поведения за рулем. Одно из главных — не пристегивать ремни безопасности, чтобы при необходимости максимально быстро покинуть автомобиль; а чтобы не пропустить внезапный треск льда, не стоит включать музыку в салоне (или хотя бы не делать ее громкой).

Lexus Adventure Camp, наша тестовая площадка для испытаний, обосновалась чуть поодаль одной из главных достопримечательностей Байкала — мыса Хобой у крупнейшего на озере острова Ольхон. Место выбрано не случайно: здесь максимально безопасная толщина льда и специально оборудованные трассы. Перед нашей группой стояла задача протестировать габаритный внедорожник LX и более компактный кроссовер RX. 

Фото: Пресс-служба Lexus
Фото: Пресс-служба Lexus

LX — флагманский внедорожник Lexus, уже прочно занявший весомые позиции в сегменте. На первый взгляд, маневренность этого «тяжелоатлета» вызывает сомнения: автомобиль вместимостью до восьми человек и чуть больше пяти метров в длину скорее представляешь в трансфере для выезда по замерзшему озеру с пометкой «VIP-туры», чем грациозно дрифтующим на льду «фигуристом». Впрочем, в любом случае пробовать надо — и для начала мы идем на полицейский разворот.  

Как это сделать на махине весом более трех тонн? На слух техника простая: коробка передач в режим R, разгон назад на высокой скорости, резкий тормоз, резкий разворот руля на 180 градусов, коробка на Drive. «Газ!» — кричит инструктор. 

С первого раза получается не ахти: все-таки сцепление на льду намного хуже, чем на асфальте, тут важно поймать баланс. Выравниваемся и снова: задний ход — тормоз —  разворот руля — поехали! И вот уже выросли крылья, чувствуешь себя мастером пилотажа, и есть в этом налет романтики погони и адреналина. Дух захватывает как от ощущений за рулем, так и от просмотра этого представления со стороны — кажется, что мы только что исполнили аксель, мягко приземлившись на резьбу коньков для фигурного катания. Не совсем ясно, что удерживает эту махину: ESP или все та же система Multi-Terrain Select, а может, супермастерство водителя, внезапно проявившееся именно здесь, на Байкале, который многие считают местом силы? 

Дальше нас ждет траектория крутых заносов на ледяной поверхности. Здесь необходимо вовремя взять под контроль ситуацию: поймать момент, когда ощущаешь занос, перевести колеса в его сторону, вопреки инстинкту, отпустив тормоз, нажать на газ и, достигнув возможности выровняться, отпуская газ, вытянуть себя на нужную траекторию. И, о чудо! Благодаря дифференциалу повышенного трения TORSEN, распределяющему крутящий момент между ведущими колесами и отвечающему за стабильность движения по дороге в сложных условиях, все получилось! Мы гордо выезжаем с импровизированного трека к финишу маршрута — не хватает лишь фанфар и аплодисментов. 

Фото: Пресс-служба Lexus
Фото: Пресс-служба Lexus

Технический прогресс шагает настолько быстро, что уже в ближайшем в будущем, похоже, не даст водителю возможности допускать ошибки за рулем в практически любой экстремальной ситуации. Правда, гидравлика руля в LX даже чересчур предусмотрительна — он очень мягкий и не всегда удается понять, куда повернуты колеса; порой даже кажется, что они вращаются на все 360 градусов. Впрочем, учитывая, что машина находилась на льду, где сцепление с поверхностью минимально, это, наверное, логично.

Меняем автомобиль, чтобы посмотреть, как себя поведет в этих условиях более компактный RX. В свое время эта модель открыла дорогу всему сегменту поколения премиальных кроссоверов. Построенный на базе седана Lexus ES 300 и выпущенный в серийное производство аж в 1998 году, он плотно закрепился на рынке. Обновленный Lexus RX оснастили новым сенсорным дисплеем с диагональю 12,3 дюйма и более современной сенсорной панелью управления. Несмотря на достаточно узкие фары, у Lexus RX первая в мире система адаптивного управления дальним светом BladeScan, которая автоматически высвечивает нужные участки дороги, не ослепляя встречных водителей и пешеходов. Система безопасности Lexus Safety System помогает предотвратить три самых распространенных типа аварий: столкновение с автомобилем, движущимся в попутном направлении, выезд с полосы и наезд на пешехода. 

К счастью, на льду Байкала ни одно из этих условий нам испытывать не придется, и мы снова начинаем с полицейского разворота. Задний ход — газ — тормоз — разворот руля — drive — газ. Идеально!  Все же разница в тонну по сравнению со старшим братом LX придает больше уверенности в управлении, и развороты даются легче, несмотря на пресловутую мягкость руля. А вот в поворотах на ледяной трассе отсутствие лишних килограммов в автомобиле уже кажется некстати: попав в траекторию заноса, более легкий автомобиль вытащить тяжелее. 

Впрочем, по большей части, это дело сноровки. В автоспорте дрифт — это отдельная дисциплина со своими законами. Особенно четко это понимаешь, когда видишь его в исполнении профессионалов — например, от двукратного вице-чемпиона российской дрифт-серии Никиты Шикова, который обучал нас мастерству маневрирования на треке.