Олег Васильев: Господин Хатт, вы утверждаете, что болезни пахнут…

Ханс Хатт: Безусловно! Я это заметил еще в те времена, когда сам работал врачом в клинике. Однажды ночью к нам поступил больной в бессознательном состоянии. Трудно было не ощутить запах ацетона, который от него исходил. Это однозначно указывало на кетоацидоз — сбитый кислотно-щелочной баланс, что часто бывает при диабете. Позднейшие лабораторные анализы это подтвердили.

О.В.: То есть пахнут те болезни, которые связаны с обменом веществ? В последней вашей книге «Никто не пахнет так хорошо, как ты», в которой вы суммируете последние научные открытия, связанные с миром запахов, говорится также, что свой запах имеет и шизофрения…

Х.Х.: Дело в том, что шизофрению как болезнь невозможно унифицировать. Для ее возникновения есть множество причин, она имеет множество форм. Но есть некоторые формы, которые действительно имеют определенный запах, поскольку связаны с нарушением обмена веществ. Такую шизофрению можно унюхать.

О.В.: И что это за запах?

Х.Х.: Трудно описать. Землистый запах, с примесью запаха сена. Но его нельзя назвать неприятным. Есть целый ряд подобных примеров, но наши знания об этом еще очень скудны. Известно, например, что собаки могут унюхать рак — злокачественные опухоли мочевого пузыря, груди или легких. Похоже, раковые клетки имеют специфический запах. Так что я могу себе представить, что в будущем появятся специальные аппараты, которые будут ставить диагнозы по запаху.

О.В.: Можно ли говорить о реальной перспективе создать искусственный нос?

Х.Х.: Можно. Но чтобы создать полноценную модель человеческого носа, необходимо расшифровать все 350 рецепторов, которые отвечают за восприятие запахов. Пока мы знаем лишь семь. Кстати, все они расшифрованы в нашей лаборатории.

Вообще очень жаль, что диагностика по запаху сейчас почти не применяется. Будущих врачей учат доверять лабораториям. Но есть пара врачей, которые учитывают и запах пациента. Ведь раньше врачи не только осматривали пациентов, но и нюхали их.

О.В.: А как же врачи могут ставить корректный диагноз по запаху, если у одних людей обоняние лучше, у других — хуже… Не вводить же в мединститутах вступительный экзамен на остроту обоняния.

Х.Х.: Природа награждает всех примерно одинаково. Но, конечно, у каждого своя анатомия носа. И поэтому кто-то может вдохнуть больше воздуха, кто-то меньше. Мешают этому и полипы, например. Но обоняние можно натренировать. Есть люди, равнодушные к запахам, поэтому они и различают их хуже, но другие люди, например парфюмеры, хорошо знают, как обращаться с запахами. Все это вопрос тренировки.

О.В.: И как натренировать свой нос?

Х.Х.: Просто упражнять его. Например, парфюмер, прежде чем взяться за работу, должен с утра тренироваться как минимум час. Он вдыхает разные запахи — ванили, розы, лимона — и пытается определить, что это за аромат. Примерно тот же случай, что и со знатоком вина, который умеет определять сорт напитка, страну происхождения, особенности лозы.

О.В.: Почему мы не привыкли доверять своему носу?

Х.Х.: Мы очень мало знаем о том, как он устроен. Изучение молекулярных процессов обоняния чрезвычайно сложно. По сравнению с другими органами чувств это очень сложная система, ее трудно понять. Поэтому потребовалось столько времени, чтобы возникли технические средства для изучения обоняния, — та же генная техника, с помощью которой были обнаружены рецепторы, а также возможности физиологических замеров. Есть несколько стран, где обонянием занимаются вплотную; прежде всего это США, затем Япония и Германия.

О.В.: А есть ли, скажем, запах здоровья?

Х.Х.: Я могу представить, что такой запах существует. Не исключаю, что нос человека (как и животного) способен получать информацию не только о болезни, но и об уровне здоровья. Если женщина ищет партнера, для нее чрезвычайно важно найти мужчину, который действительно здоров, поскольку она несет ответственность за потомство. Возможно, что в этом она полагается не только на свои глаза, но и на нос. Правда, сколько-нибудь серьезных научных сведений об этом нет.

О.В.: В своей книге вы утверждаете, что некоторые запахи делают нас моложе и стройнее. Звучит неправдоподобно.

Х.Х.: Да, такие запахи есть! Конечно, дело не в том, что мы вдыхаем какой-то аромат — и начинаем резко худеть и становиться моложе. Все дело в восприятии. Например, исследования показывают, что вес людей, которые пользуются духами с выраженным ароматом красного грейпфрута, в глазах окружающих «снижается» до семи кг, а возраст — на восемь лет. Более того, такой человек и сам ощущает, что он весит несколько меньше, чем показывают весы. (Это исследование проводилось на паре сотен мужчин, которых просили навскидку оценивать вес одной и той же женщины женщины ростом 175 см и весом 110 кг. Она последовательно использовала три разных аромата, два из которых никак не повлияли на оценку ее габаритов, а те, что содержали эссенцию красного грейпфрута, помогли ей "скинуть" около восьми лет и до семи килограммов в глазах окружающих. То есть надо понимать, что если такими духами будет пользоваться человек с массой тела, скажем, 60 кг, то он будет восприниматься собой и окружающими легче не на восемь, а на пару-тройку килограммов. — Прим. ред.) Эти данные недавно опубликовал мой американский коллега Алан Хирш.

О.В.: Но ведь это субъективная оценка, которая наверняка связана с восприятием того или иного запаха в разных культурах.

Х.Х.: Да, точно. Например, аромат лимона в Европе для многих ассоциируется с моющими средствами, а во Флориде этим запахом отпугивают мошкару. У жителей этого штата лимон никак не ассоциируется с уборкой. И таких примеров очень много. В каждой культуре свое отношение к запахам, к их комбинациям. Потому и выходит, что на сознание американцев аромат красного грейпфрута действует как омолаживающий эликсир.