Антропология и расизм: советский стиль и немецкие черепа
Написав в блог «ХХ век» о мифе «СССР спас евреев», я сообразил, что есть еще один предмет, достойный внимания. Я увлекаюсь историей науки и бываю в архиве РГАСПИ на Дмитровке. Как-то раз я пролистывал материалы отдела агитации и пропаганды ЦК за 1944 год. От того, что я увидел на одной из фотографий, я чуть не упал со стула. Советские ученые в роли геббельсовских расоведов… Каково?
Секретное письмо об измерении черепов немецким пленным. РГАСПИ, ф. 17 оп 125, д 274, лл 135-142
8 июля 1944 года Молотов пересылает Берии секретный документ за подписью вице-президента Академии наук А. Байкова и академика-секретаря Н. Бруевича. В записке академики просят разрешить антропологическое исследование 21 тысячи пленных жителей Европы, в ходе которого планировалось измерять кости черепа, лица и тела. Это необходимо по трем причинам:
1. для разрешения многих исторических проблем, связанных с происхождением европейских народов (например, вопросов формирования этнокультурных особенностей населения Восточной Германии);
2. для работ по этническому и языковому составу современного населения, имеющих большое политическое значение в связи с послевоенным устройством Европы (особенно для выделения небольших этнических групп, в значительной степени онемеченных по языку, но сохранивших многие самобытные черты культуры и быта, а также отличающихся по своему физическому типу от соседнего немецкого населения);
3. для практических работ специального назначения.
Что за специальные работы это были, узнать (пока что) не представляется возможным. А вот про второй пункт как раз более-менее ясно: СССР планировал управление вновь обретенными территориями, и его идеологи считали необходимым понять, кто там живет. Как это узнать? По их мнению, ответ имел непосредственное отношение к форме и размеру черепа.
Сотрудница Института расовой гигиены Ева Джастин измеряет череп цыганской женщине
Насколько близко могли сойтись эти режимы? Какие еще доказательства сходства мне нужны, чтобы почувствовать — не осознать, а именно почувствовать — их родство? Преследование ли гомосексуалистов, безумная ли наука в виде Лысенко и евгеники, интерес ли вождей к оккультизму? Штука в том, что умом я все это понимаю, а на уровне ощущений мне кажется, что наши как-то роднее… Видимо, потому что я — советский человек, и ничего с этим не сделать.