Что такое поминальная еда

Почему в одном селе к похоронам веками пекут блины, а в другом — готовят окрошку и кашу

Фрагмент репродукции картины Фирса Журавлева "Купеческие поминки"
Фрагмент репродукции картины Фирса Журавлева "Купеческие поминки"
+T -
Поделиться:

Цитата №1:

— Ну а теперь кончим речи и пойдемте на его поминки. Не смущайтесь, что блины будем есть. Это ведь старинное, вечное, и тут есть хорошее, — засмеялся Алеша.

Федор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы»

 

Цитата №2:

Ста два окрестных крестьян на поминки сошлось, для них еще с вечера на улице столы были поставлены. И для крестьян, и для почетных гостей кутьи наварили, блинов напекли, киселя наготовили...

Павел Иванович Мельников-Печерский «В лесах»

 

Во Владимирской губернии, на самом ее краю, близ Рязанщины, стоят рядышком два патриархальных села: Кононово и Дмитриевы Горы.

От центра одного села до центра другого — с полчаса неспешного хода. Это когда каждой завалинке поклонишься, каждой встречной бабуле здоровья пожелаешь, с каждым мужичком позавчерашний дождь обсудишь.

Почти каждая семья из Дмитриевых Гор имеет родню в Кононове. Ну и наоборот, что само собой разумеется.

Вот, скажем, жена моя — дмитриевогорская. А тетка ее родная — та уже полвека кононовская. Как в тех краях говорят, взяли ее молодой замуж в Кононово.

Однажды мы с женой приехали на ее историческую родину. И попали прямехонько на похороны. Какой-то древний старичок, дальний родственник скончался. Событие было ожидаемым, поэтому большого рева не было. Родня деловито рассчитывала количество гостей на поминках, договаривалась о том, кто и что будет готовить.

Вот тут-то я услышал поразившую меня вещь. Поскольку покойный попеременно жил то в одном селе, то в другом, то и поминки с одинаковым правом могли состояться в каждом из них. И главная задача, стоящая перед скорбящими родственниками, была вот какой — определиться с местом тризны до того, как отправить в райцентр машину для закупки продуктов.

Потому как если поминать ушедшего в мир иной в Кононове — следует блинов напечь. А ежели в Дмитриевых Горах — приготовить на поминки окрошку и кашу.

Никаких компромиссных решений быть не могло. Мое робкое предложение приготовить и то и другое встретило полное  непонимание. Потому что в Кононове на поминки веками пекут блины, а Дмитриевых Горах — как раз наоборот, и тоже веками. Не нами заведено, не нам и менять.

Подобное упертое деревенское местничество встретил я пару лет назад на реке Мологе, в Пестовском районе Новгородчины. Там-то вышло еще забавнее. Две сестры, дожившие до весьма преклонных лет, спорили при мне до самой хрипоты, как правильно квасить крошево — верхние листья капусты. С запариванием или без запаривания.  Дело в том, что одну сестру заготавливать на зиму крошево учила мать, а другую — тетка, выросшая в деревне «через речку». Спор этот между жителями двух деревень был давний и непримиримый. В одной деревне квасили без запаривания и считали соседей недотепами и неумехами. Соседи, в свою очередь, посмеивались над недалекими обитателями другого берега Мологи. До свифтовских сюжетов дело, к счастью, не доходило. Все ограничивалось столетиями беззлобных насмешек.

В случае с теми поминками тоже все решилось полюбовно, по-родственному. Печальное событие отметили в Дмитриевых Горах. Потому что лето, жарко. Блины печь как-то не с руки было, а вот окрошка — в самый раз пришлась.

А что бы приготовили при любом раскладе, так это кисель и кутью.

Поминальный кисель в России известен, кажется, везде. И не только среди русских. Кисель на поминки варили и варят карелы и вепсы. В старинном описании традиционного ритуала погребения у черемисов, нынешних чувашей, тоже едят кисель.

В Записках Русского этнографического общества за 1853 год упомянут еще и поминальный кисель белорусов — жидкий и с грибами. Здесь непременно надо бы разъяснить, что вовсе не кисель это был, а жур — киселеобразный овсяный цеж. Этакий густой овсяный суп с грибами.

Жур по прежнему готовят в Белоруссии и Польше, но про его поминальное значение у нынешних поляков и белорусов мне ничего узнать не удалось.

Поминальная каша, как и кутья — очень давние спутники печального обряда. Кутья с ее вечным смыслом «за упокой крестити усопшим» упоминается еще у Феодосия Печерского, киевского монаха XI века.

Кутья, она по сути своей и есть каша.

В некоторых русских областях принято варить на поминки сразу несколько каш, из разных круп — гречневую, пшенную, даже гороховую. Поминальная каша почти всегда пресная, без молока и сливочного масла. Как и кутья. Сдобренная маслом кутья, богатая кутья — принадлежность Сочельника, это совсем другой случай. Помните «Ночь перед Рождеством»?

А вот блины на поминки пекут разные, как сдобные, так и совсем постные — из одной муки. В одной деревне постные, а в другой — сдобные.

Тут ведь как заведено, так и сделают. «Не нами положено» — так один протопоп говаривал. Аввакум Петрович Кондратьев его звали.

Такие вот дела.

Комментировать Всего 14 комментариев

Кутья на сочельник так как готовит ее моя бабушка и все остальные украинцы на западной Украине мне известные тоже пресная. Она делается на основе растертого мака который дает "молочный" белый цвет.

Совершенно верно.

Рождественский Сочельник - продолжение поста. Кутья называлась богатой, но чаще всего не становилась скоромной. "Богатство" заключалось в добавлении вот такого постного молока, мёда, сухофруктов, орехов.

Вот так выглядит богатая кутья в моём исполнении:

Нет, ну это совсем не украинский вариант. У нас он жидкий как суп.

Вот как. Интересно, спасибо.

Кисель с грбами при этом пьют именно как напиток? из стаканов-чашек? Или как суп - ложкой?

Борис,

а это только тот кисель, который в школьной столовой - пить можно прямо из стакана.

Овсяный и прочие настоящие кисели только  ложкой можно есть.

ааааа! я никогда не ел или не пил настоящий. надо срочно исправляться

Под Пензой, где жила моя бабушка, на поминки всегда варили необыкновенно вкусную гороховую кашу и бабушка пекла на всю деревню пироги с черной смородиной.

пирог  с черной смородиной - это просто прекрасно!

 Хотелось бы его съесть - даже и без поминок!

Эту реплику поддерживают: Елена Житенева

Итак, мы еще раз убеждаемся, что Что есть - на поминках- не критерий, важно, что человека помнят.

А про Аввакума Петровича Кондратьева стоит сказать, что привсем его "не нам менять", по отношению к русской литературе протопоп Аввакум не только изменил очень многое (переставил акценты), но и внес настолько много своего, что легко "встряхнул" всю литературу. Именно с Протопопа Аввакума началась персонифицрованная литература, именно он впервые вводит описание пейзажа в текст, именно он впервые пишет о обычном человеке, а не о Боге. Именно он впервые в тексте полемизирует с Никоном, именно он шутовствует и вообще лирический герой Протопопа- разноголосен. И это тоже- в литературе- впервые. И фраза - "не нами заведено, не нам и менять" - из его уст- выражает его позицию верующего- ничего нельзя менять в Писании

В прошлом году, когда хоронили маму столкнулись с тем, что кутью никто готовить не умеет:-(

У меня тоже умерла мама в прошлом году. И мы с братом и сестрами решили, что обойдемся без кутьи - а) не вкусная она - точнее вкусная мне не попадалась б) вообще все эти ритуалы вызывают некоторое подозрение

Мне, в силу молодости, тяжело судить о подозрительности этих ритуалов.

Возможно в них есть какой-то скрытый смысл. Но искать его в тот момент не было никакого желания.:-(