Юрий Аввакумов /

21297просмотров

Что такое бумажная архитектура

Один из основоположников жанра о том, как в 80-е годы архитекторы проектировали здания, которые нельзя построить

+T -
Что такое бумажная архитектура
От редакции
Поделиться:

Бумажная архитектура создавалась в любопытное время. Закончив Архитектурный институт, мы по распределению шли работать в разные учреждения, где делали то же самое, что наши предшественники, — и это было мало похоже на творческую работу. Между тем профессия, которой нас учили, была востребована в других местах, мы узнавали об этом из иностранных журналов. До нас дошла информация, что некоторые из этих журналов (например, Japan Architect) объявляют конкурсы архитектурных идей, не предназначенных для прямой реализации. Мы мечтали участвовать в таких конкурсах, но это казалось неисполнимым: для того чтобы отправить проект за границу, необходимо было получить множество специальных разрешений.

Первый раз нам удалось отправить десяток проектов на конкурс в 1981 году — по блату, через редакцию одного международного журнала (у них была более свободная почтовая связь). Конкурс назывался «Дом-экспонат для музея ХХ века»: надо было придумать павильон, который мог бы стоять рядом с гипотетически уже существующим музеем ХХ века. Спустя три месяца мы узнали, что Михаил Белов и Максим Харитонов получили на этом конкурсе первую премию, что по тем временам было просто фантастическим событием.

Их проект состоял из плана дома и сценария, которому должен был следовать в своем осмотре посетитель. Путешествие начиналось перед рамой, которая окаймляла дом, оттуда посетитель попадал на резко сокращающуюся в прямой перспективе улицу, затем вдруг оказывался в комнате великана с огромными столами и стульями и в конце концов неожиданно для себя выходил в то же место, откуда начинал свой путь. К сценарию прилагались картинки, объяснявшие, каким образом должны были достигаться все эти иллюзии.

Со следующего года, найдя дыры в бюрократической системе, мы стали официально посылать проекты на конкурсы.

Второй конкурс, на котором наши архитекторы получили первую премию, назывался «Хрустальный дворец» — это перекличка с «Хрустальным дворцом» Джозефа Пакстона. Победивший проект Александра Бродского и Ильи Уткина опять предлагал путешествие. Оно начиналось на окраине города, за которым возвышался хрустальный дворец. Путь к нему шел мимо свалок, и, проделав его, путник понимал, что дворец — это чистый мираж, на самом деле существуют только стеклянные пластины, врытые в коробку с песком.

Начиная с этого момента работы на конкурсы стали посылать сотнями. Я переводил конкурсные задания, выступал в ежемесячной программе «Конкурсное обозрение» в Доме архитекторов. Если наши архитекторы побеждали в каком-то конкурсе, то в программе они потом рассказывали о своих проектах. Через два-три года мы наладили настоящий конвейер: архитектурные идеи из Советского Союза бесперебойно шли за границу, чаще всего в Японию. Все проекты публиковались, и очень важно было то, что благодаря участию в конкурсах мы все чувствовали, что принадлежим миру, а не, условно говоря, «Моспроекту».

Одну из групп, входивших в нашу компанию, составляли Дмитрий Буш, Александр Хомяков и Дмитрий Подъяпольский. Их проект, посвященный Стоунхенджу, не получил премии, но мне он очень нравился. Над зрителем кругами нависают расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга прямоугольные камни. Они держатся на каких-то невидимых нам и сделанных по еще неизвестной строительной технологии горизонтальных листах стекла, создавая иллюзию свободного купола.

Другая их работа, которая называлась «Складная Родина», — это масштабная антиутопия: во что мы можем превратить Землю.

Архитектор Вячеслав Петренко сделал большую серию гравюр-размышлений на разные темы. Например, навесной бассейн, в котором плавают люди, а снизу кажется, что они летают. Архитектор назвал это «Площадь Марка» — в честь Марка Шагала с его летающими людьми.

Отдельно от нас существовала команда из Новосибирского архитектурного института. Они рисовали совершенно отвязно и регулярно посылали свои работы на конкурсы, впрочем, не получая никаких премий. Мы познакомились с ними уже во второй половине 1980-х годов, когда они начали приезжать в Москву, а я начал собирать коллекцию бумажных работ.

Если мне нравился какой-то конкурсный проект, я просил его создателей сделать копию. Так, помимо конкурсной постепенно стала складываться наша выставочная деятельность. В 1984 году в коридорах редакции журнала «Юность» прошла неожиданно ставшая очень популярной выставка, которой я дал название «Бумажная архитектура». Этот термин придумал не я — он появился еще в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века, но в те годы закрепился, и так мы под этим названием и живем.

В 1996 году для архитектурной биеннале в Венеции я выстроил тяжелое каре из 16 покосившихся шкафов, в каждом из которых было 30 выдвижных ящиков, и в каждом ящике лежал какой-то нереализованный архитектурный проект, созданный на протяжении последних 250 лет российской истории. Я представлял себе, что это не только мавзолей, но и инкубатор, в котором до сих пор, как яйца, греются какие-то замечательные идеи. В общем, иногда я до сих пор так думаю.

Комментировать Всего 22 комментария

Алексей Горностаев Комментарий удален

Алексей, Очень интересно - спасибо. Потрясающие вещи.

Алексей Горностаев Комментарий удален

Взять лист бумаги, ножницы и сделать ТАКОЕ!  Алексей, большое спасибо за материал.

Но как я понимаю - Юрий Аввакумов рассказывает все-таки о другом. В этом смысле работы Питера не "бумажная архитектура". Вы согласны?

Эту реплику поддерживают: Алексей Горностаев

Да, бумажная архитектура - это архитектура НА бумаге, а не ИЗ бумаги.

Например, вот "Стеклянная башня" Михаила Белова:

Михаил Белов:

И сам Юрий Аввакумов:

Эту реплику поддерживают: Анастасия Пожидаева, Алексей Горностаев

Отлично.

Очень нравится, что на газетном листе это выполнено. Изумительное сочетание, правильное. 

это не Богданов, а опять таки Белов - Вилла островитянина.

Юрий, а кто из тогдашних "бумажных архитекторов" сейчас реально строит и что? И еще один вопрос - сегодняшние архитекторы, особенно молодые, делают подобные проекты, которые скорее "идея ради идеи", понимая, что здесь важнее полет и безграничность, но что они не будут построены никогда?

Отвечаю: строят почти все. Что и как - тема отдельной лекции. В этой, к сожалению мало картинок. А те, которые привесили восторженные любители бумажного рукоделия, к моему выступлению отношения не имеют. Если бы дело происходило в моем собственном блоге, я бы смог его почистить и отредактировать. Здесь у меня такой возможности нет. Так что, извините, но мне на этой странице больше делать нечего.

Несколько примеров построенных объектов:

Курорт "ПИРогово", Домик для водочных церемоний, автор Александр Бродский

В яхт-клубе "ПИрогово" по проекту Тотана Кузембаева построен Яхт-офис

Бар Домино Юрия Аввакумова в гольф-клубе "ПИРогово"

Эту реплику поддерживают: Илья Гарбузов

Ольга спасибо, но поскольку живьём это церемониальное чудо Бродского мне видеть раннее не приходилось, хочется и других ракурсов, и аввакумовский бар бы рассмотреть. Но даже и так – впечатляет. 

Маша, вот реальные, я бы даже сказал, весомые скульптуры Юрия Аввакумова, стоящие в том же ПИРогово:

Вместо игр смыслов и концепций на бумаге Юра теперь "играет" в городки из чугуна и в домино из мрамора. По-моему, красиво играет!

Эту реплику поддерживают: Анна Качуровская, Артур Асмарян, Олег Оксанич

Вот еще. Римский дом Михаила Филиппова:

Дом "Стольник". Савин, Лабазов, Чельцов:

Дом в Большом Левшинском. Илья Уткин:

Стас, Юрий, спасибо вам за ответы!Мне кажется, это очень важная часть понимания, что такое бумажная архитектура, как она перетекает в действительность. А также, насколько действительно, как в конце лекции сказал Юрий, его бесценная коллекция является и может становиться "инкубатором идей".

Алексей Горностаев Комментарий удален

Вот несколько прекрасных объектов, реализованных по проектам Александра Бродского

Красный конь

Ресторан 95 градусов

Ледяной бар, малоизвестная работа Александра Бродского

Очень красивый, но проработал всего 1 день из-за погодных условий..

Эту реплику поддерживают: Анастасия Пожидаева

Спасибо. Очень заинтересовал "малоизвестный" Бродский. К слову (или к месту) сказать, и архитекторам, и живописцам совсем не помешает крепкая профессиональная дружба с классными мастерами фотографического искусства. Мне уже чёрт-те сколько раз доводилось видеть достойные и просто замечательные работы, которые не фотографировали, а фоткали. Это не есть хорошо. Это очень и очень плохо. 

Абсолютно с Вами согласна... Хорошо, что есть настоящие мастера своего дела. Выше - работы архитектурного фотографа Юрия Пальмина

Спасибо за интересную лекцию. У меня есть тоже несколько фотографий реализованных проектов Бродского и "дом телескоп" Тотана Кузембаева. Фотографии с курорта ПИРогово.

"Дом телескоп" Тотана Кузембаева

 

Новости наших партнеров