Вчера в Лондоне, городе, не склонном к агрессии на дороге, обстановка накалилась почти до итальянской. В жаркий июньский полдень вся улица Олдвич в районе Стрэнда стояла намертво: таксисты устроили забастовку. Как минимум сотня черных кэбов заблокировала улицу, а обычные водители в отчаянии сигналили, ругались, где-то доходило почти до драки — но в основном все спускали пар в «Твиттере».

Дело в том, что кэбы работают только по счетчику, и, чтобы получить государственную лицензию, нужно освоить Знание (с большой буквы, The Knowledge). На это уходит как минимум года полтора. Необходимо детально зазубрить все хитросплетение лондонских улиц и кратчайший путь от одной точки до другой. Это настолько мощное интеллектуальное усилие, что, согласно исследованиям, у преодолевших его изменяются биоритмы мозга.

Только «черные» по закону имеют право подбирать клиентов на улицах. «Мини» можно заказать исключительно по телефону из конторы, которая их обслуживает, на определенный маршрут и за фиксированную цену. Чаще всего их заказывают до аэропортов и вокзалов.

Суть проблемы и причина возмущения «черных» — в так называемых «цыганских» мини-кэбах. Их водители на обратном пути пытаются подхалтурить и подбирают пассажиров. Обычные такси стоят лишь в определенных местах, в основном в центре, у крупных транспортных узлов, достопримечательностей и отелей, то есть доступны далеко не везде. Чем и пользуются «цыгане».  

Искиндер, участник протеста, дипломатично припарковавшийся на обочине в стороне от народного гнева (все-таки потенциальные клиенты), прокомментировал ситуацию так: пассажир мини-кэба застрахован только на строго определенный отрезок пути, который заказывал лично он на адрес, записанный в бортовом журнале. Если с ним во время пути что-то случается, он вправе требовать возмещения ущерба от компании. Во всех остальных случаях, даже если пассажир видит лицензионную наклейку, он не защищен никакими страховками и лицензиями, поэтому едет на свой страх и риск.

А риск может быть любой: от вымогательства со стороны водителя до изнасилования или даже убийства. В прессе постоянно появляются жуткие истории с участием unbooked minicabs, а транспортное управление Лондона (Transport for London) даже выпустило рекламный ролик-страшилку, адресованный в основном самым беззащитным пассажирам — девушкам, возвращающимся из ночного клуба.

Правда, здравый смысл все же подсказывает, что «черные» таксисты больше беспокоятся не о безопасности пассажиров, а о собственном благополучии. В связи с кризисом все меньше лондонцев и гостей столицы пользуются их весьма дорогостоящими услугами (поездка из центра до любой точки во второй зоне обойдется как минимум в 17-20 фунтов). Также они крайне озабочены и своим имиджем: многие не видят разницы между ними и «цыганами». Плюс часто водители черных кэбов — закоренелые националисты, которые очень любят жаловаться на «понаехавших». Один из водителей, с которым мы пытались поговорить, возмущенно сплюнул и отвернулся, когда услышал про русскоязычное издание. «Я 20 лет пытаюсь приучить людей ездить только на черных такси! А тут вы, все эти восточные европейцы, вам все равно, думаете: махнул рукой и поехал!» Представитель профсоюза «черных» говорит, что, пока цели не достигнуты (читай: пока правительственными силами пассажиров не заставят пользоваться только их услугами), они будут бастовать и блокировать улицы дальше.

Это уже как минимум второй заход за этот год — первый раз кэбы блокировали дороги вокруг Трафальгарской площади. Тогда напряжение между таксистами и полицией достигло такого градуса, что полицейские просто вытащили водителя головной машины колонны, заломили ему руки (и, как утверждают коллеги задержанного, при этом сломали ему кисть), продержали лицом в асфальт с полчаса, не арестовав и не предъявив никаких обвинений.