Вячеслав Полунин присоединился к клубу «Сноб»

Сегодня я сноб, завтра я шалопай…

Фото: Владимир Мишуков
Фото: Владимир Мишуков
+T -
Поделиться:

«Никто не может быть уверен в том, что он не сноб. Такая высокомерная уверенность сама по себе уже снобизм». Как вы относитесь к этому высказыванию Теккерея?

Слово важно, чтобы человека вышибить из колеи обыденности. Для меня снобизм — это не то, что привычно нам: что-то такое… немножечко через губу. Давайте обзовемся снобами сегодня. Я люблю надевать новые костюмы: сегодня я сноб, завтра я шалопай, послезавтра еще кто-нибудь. Чем больше мы в этой жизни играем, тем она ярче раскрывается и находит для нас возможности прожить ее по-настоящему, а не серенько. Так что я думаю, эта потрясающая игра — ну, пусть она будет под словом «сноб».

Каким из своих проектов вы больше всего гордитесь?

У меня было 60 больших проектов, величиной в спектакль или фестиваль. Что бы ты ни делал, всегда самый последний — любимец и самый лучший, всегда в нем и заключена вся суть того, что с тобой сейчас происходит. Вообще, я люблю делать только нереальное, это для меня абсолютный закон, потому что реальное неинтересно. Например, «Караван мира», который мы сделали 20 лет назад, — юбилей будем отмечать в Москве. Тогда 60 театров пересекли Европу за семь месяцев, как город на колесах: с собаками, пеленками, кострами, как цыгане. Ехали от Москвы до Парижа, останавливались во всех крупных столицах по две-три недели. Для наших шапито давали очень красивые места. Это был самый нереальный проект, его невозможно было сделать, поэтому мы за него взялись. Но я такой же мегаман, как и мини-ман. Люблю и очень тонкие и нежные вещи, вот на кончиках пальцев или на ресничках или что-то такое.

Какой сейчас последний, то есть любимый проект?

Этот проект очень сложно даже объяснить. Это уже на стыке реальности и искусства. Пытаюсь понять, как научить человека в своей повседневной жизни использовать клоунскую культуру или культуру карнавала, культуру дураков как опору для жизни. Мы сейчас потеряли ощущение, что жизнь — это не только тяжелая, сложная штука, и я пытаюсь это восстановить, найти нужное соединение ежедневности с глупостью.

Как может помочь глупость?

Какой неосуществленный проект вам дороже всего?

Я книжку сейчас готовлю, называется «Проекты мои» — это еще неточное название. Где-то треть из них не реализована. Но я думаю так: если ты высказал или что-то такое уже увидел, то это уже реализовалось. Из нереализованных, например, такой. В Питере есть место, называется «Новая Голландия» — самое красивое место города. Удивительное. И я придумал превратить этот остров в республику искусств, отделенную от страны, как Ватикан. Чтобы дать возможность жить искусству по своим законам. Собрать совет республики. Условно Шемякин, например, был бы президентом художников. Гребенщиков — президентом музыкантов и так далее. Каждый год президент должен меняться. Республика искусств могла притягивать весь мир в Питер. И таких проектов очень много. И время от времени получается. Я мечтатель, поэтому можно не верить ни одному слову, которое я говорю. Потому что я всегда вру. А вру я, потому что фантазирую больше того, что эта жизнь может вместить. Поэтому я могу рассказать и соврать, но это вранье ради того, чтобы, может быть, кто-то потом попытался его осуществить.

А где вы живете все-таки?

Я заметил, что каждые лет десять меняю место жизни. Человек молодой, лет 18–25, должен жить в Нью-Йорке или Москве, где мощная энергия, активное творчество, активная возможность контактов, провоцирование… Человек условно там 30–35 лет должен жить в Амстердаме, потом в Милане, потом он должен ехать в Африку, затем оказаться на Северном полюсе. Если ты в правильном месте находишься, среди правильных людей, ты просто всегда живешь полной жизнью.

Можете ли рассказать про самое страшное переживание в своей жизни, которое, тем не менее, закончилось благополучно?

Как вы относитесь к религии?

Ой, здесь сложности. Вообще, я как бы запутавшийся человек в районе религии. Но все-таки при всем при том я знаю одно: я хочу, чтобы религия была радостной, как у индийцев. Хотя я к ним никак не отношусь: они там, а я тут, и я не знаю их религии, но танцующий Бог мне нравится.

Комментировать Всего 32 комментария

Гениальный и прекрасный Полунин!  Полностью соглашусь  с Вами в том, что если ты в правильном месте находишься, ты живешь полной жизнью. Всему свое место и время.

Называть радостной религию индийцев, которые считают себя обречёнными на вечное перерождение и вечную расплату за однажды совершённый проступок, несколько странно. Господин Полунин, видимо, никогда не обращал внимания на то, что Шива танцует на трупе.

Ну, во-первых, у индийцев помимо буддизма, который вы имели ввиду, есть еще индуизм, вполне себе радостный. Во-вторых, Шива не просто танцует, но топчет демона, что, согласитесь, очень даже жизнеутверждающе

Понятия кармы и реинкарнации свойственны индуизму в не меньшей степени. Асуры же такие же боги, как и Шива с товарищами, у них банальная междоусобица. Тем более, что на самом деле они ведь все демоны, просто одни дорвались до власти, а другие в оппозиции - как олимпийцы с титанами у греков. Можно, конечно, радоваться от созерцания Шивы, топчущего своего политического противника, но ведь более милым он от этого не становится. 

Но дело здесь не в апологетике индуизма а в том, что господин Полунин высказывает симпатию к индуизму в то время, как сам признаётся в полном невежестве в данной области и судит по обрывочным внешним впечатлениям. А они ведь очень обманчивы, особенно когда дело касается так называемых "мистерий Востока". Оттого и грустно.

Я стараюсь в своей жизни как можно реже общаться с людьми, которые видят жизнь с грустной стороны. Но у меня есть потрясающий друг, один из моих любимых учеников. И мы всегда удивляемся, насколько по-разному мы видим одно и то же. Мы ни разу не сказали одинаково про какую-то одну вещь, я всегда видел в ней что-то великолепное, а он — наоборот. Это удивительная психологическая ситуация. И вот в вас я увидел этого своего друга. Я скажу, что это совершенно не мешает мне общаться с ним. Наоборот, мне всегда интересны его взгляды и его страстность. Но я не знаю, есть ли у вас эта страстность и влюбленность в жизнь — при всем при том, что она не такая простая.

Эту реплику поддерживают: Стася Дёмина

Не знаю как это у вашего друга происходит, а у меня очень часто так получается, что я высказываю противоположную точку зрения, чтобы собеседник не забывал, что и она тоже существует. Причём необязательно, что я с ней согласен, просто так возникает определённый баланс, да и тема для разговора сразу появляется. Ведь разговаривать с человеком, который во всём с тобой согласен, невероятно скучно.

P.S. Жизнь я люблю, а вот насчёт страстности не уверен. Скорее это "ревность по доме Твоём снедает меня".

Господин Полунин увидел главное для него - Шива танцует...Кто-то другой видит "своё главное", что Шива танцует на трупе. Разный угол зрения. :)

Республика искусств в Новой Голландии - это гениально! Двадцать пять лет назад, в такую же белую ночь как сейчас, мы плавали по пустынным каналам на байдарке. Мы были тихие и серьезные студенты-естественники. И вот из-под арки Новой Голландии с песнями и смехом выплыло нам навстречу какое-то диковинное сообружение - не то створка ворот на камерах, не то понтон с куском забора. На нем как-то вповалку располагались люди. Торчали руки и ноги. Увидев нас, они наперебой закричали: дружба-фройндшафт! Да здравствует мир! Присоединяйтесь к велопробегу Техас-Барселона!!!

- Клоуны какие-то... - пробормотал наш лидер.  - И вправду... - подумала я.

Спустя десять лет мой младший сын сочинил и исполнил в очереди в детской поликлинике свою первую репризу (ему было четыре года) и заявил, что хочет стать клоуном :)

Вячеслав! Удачи Вам в Ваших чудесных проектах!

Есть много разных проектов такого типа, как «Новая Голландия». Я сейчас готовлю книжку о будущих проектах. Один из них — «Транссибирский экспресс», поезд от Парижа до Пекина, который шел бы через всю Европу и Азию и останавливался во всех городах. Это поезд-фестиваль, который давал бы возможность представить разные виды искусств: то кино, то танец, то уличный театр, то еще что-то.

Интересны предпосылки "присоединения". Ещё более тем, что ча(и)стоты разные.

Мы с Полуниным не знакомы, но он совершенно прекрасный. Очень здорово, что он присоединился!

Слава, счастливы, что вы примкнули к нам. Давно восхищаюсь вашим творчеством!

Следующий год у меня будет «годом Лондона», я хочу как можно больше провести времени там. Если не получится что-то соорудить, то хотя бы просто погрузиться. В этом году я уже начал с того, что съездил на Цветочное шоу в Челси. Так что я думаю, что теперь я хотя бы раза четыре в год буду в Лондоне.

welcome

Слава, мы здесь, на местности, ждём!

Именно Полунина нам и не хватает! Мир странный, жизнь хрупкая, мы разные... у него есть волшебная способность видеть прекрасное и смешное... ура!

Когда я отвечал на вопрос про гениев, я растерялся и Полунина не назвал. А ведь это именно про него.

Вы настоящий артист, настоящий художник, не только на сцене, но и в жизни. Гениальный, замечательный, добрый человек. Хочется пожелать Вам здоровья, творческих успехов и всего-всего-всего, чтобы Вы нас радовали любыми своими проявлениями.

Вот полностью поддерживаю. Тоже думал про это. Если искать гениальных людей в сегодня, то Полунин однозначно в их числе!

Полунин для меня связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Он настоящий гражданин мира и международная звезда. Вся русская культура держится не на институтах, а на столпах, на личностях, которые вопреки всему пробиваются и достигают чего-то и в итоге становятся национальными героями. За это не благодарят — это происходит вопреки.

И Слава Полунин — одно их таких явлений российской культуры, он создает систему координат, в которой все мы в итоге и существуем.

Эту реплику поддерживают: Тимон Афинский, Стася Дёмина

Всегда, когда я что-то делаю, то исхожу из того, что кого-то мое действие вдохновит, кому-то поможет. Любое мое действие в этом мире всегда соотносится с этой темой. Я всегда пытаюсь понять, что произойдет, если я поступлю так или этак. Будет ли человек вдохновляться моим действием, будет ли это ему помощью или нет. Поэтому я все время эти вещи держу в своей голове. Раз уж я что-то там такое сделал и чего-то добился, раз кто-то внимателен к тому, что я делаю, то я должен следовать этой ситуации и должен не разрушать ее, а, наоборот, продолжать вдохновлять людей на особый тип существования и поведения.

Великий День! Начало времени Чудес! Лунный Ангел в нашей стае! Серебряной пыли намело в открытый восхищенный рот. Полные карманы ванильного облака! Пристегнитесь, уважаемые члены клуба, мы влетели в зону волшебного детского счастья!

Замечательно! Просто поэтическая новелла.

Слава, я счастлива, что вы присоединились к проекту «Сноб», и почитаю за честь находиться с вами на одной единице виртуальной площади. Я бы хотела, чтобы хотя бы одна тысячная доля того, что я делаю, была окрашена той жизненной интонацией, которая свойственна вам и вашим проектам.

Вы относитесь к тем немногим в жизни явлениям, которые вызывают у меня безотчетное, но светлое и насыщенное чувство смысла. Наблюдая, как вы модифицируете пространство вокруг себя, ощущаешь саму радость жизни.

Хочу спросить вас: есть ли и что является для вас теми источниками, которые меняют ВАШЕ ощущение СЕБЯ?

Интерес к жизни, влюбленность в жизнь и все ее проявления дают этот рычаг, который меня во все места загоняет, со всеми заставляет встречаться, везде ездить, за все браться, все пробовать. Наверное, это можно назвать любопытством. Но желание как можно больше в этой жизни потрогать, пощупать, понюхать и так далее — это та тема во мне, которая дает ко всему доступ. Например, когда я начинал смотреть театр, я смотрел по 200–300 спектаклей в год. Для того чтобы найти одного-двух-трех актеров или режиссера, которые мне нравятся, приходилось все это перемолотить. Это был период влюбленности в театр. Потом я пришел к другому уровню, когда уже понял, какой театр я люблю. И тогда я стал смотреть только своих любимых режиссеров и актеров. Сначала ты как можно больше окунаешься в жизнь. Я вот, например, своему сыну всегда говорю: чем больше ты попробуешь, тем больше шансов, что ты найдешь свое. Если попробуешь, то уж точно не промахнешься и найдешь ту профессию, которая тебя ждет.

Чтобы измениться и наткнуться на то, что тебя может повернуть, нужно забиться во все щели — если у тебя есть доступность всего, что может на тебя так воздействовать. Ведь у каждого этапа человеческой жизни свои параметры, свои интересы. Поэтому нужно делить человеческую жизнь на пять, десять, двадцать периодов — как кто хочет мельчить, — и в каждом из них будут совершенно разные интересы. Например, насколько мне раньше было интересно посмотреть 200 спектаклей в год, настолько мне теперь совершенно неинтересно смотреть эти 200 спектаклей. Только если мне пять человек, которым я доверяю, скажут, что надо что-то обязательно посмотреть, я пойду. У меня сейчас уже другая совершенно форма. Раньше она называлась «максимальная информационность», а сейчас — «максимальная неинформированность». Я сейчас желаю знать как можно меньше. Потому что любой маленькой толики знаний мне достаточно, чтобы погрузиться туда бесконечно. Тебе нужно знать только одну Индию или Японию, чтобы понять десять-двадцать стран. Достаточно встретить одного человека в день для того, чтобы он тебя полностью загрузил своим понятием о жизни. А не двадцать человек, как это было раньше, в молодости, когда динамика была важнее, чем погружение. У каждого периода есть свои провокации, которые тебя начинают изменять. Раньше они были более на поверхности, поэтому информационность была более важной. А теперь они намного глубже, поэтому для того чтобы человека полюбить или понять, сейчас нужно намного больше времени, чем требовалось раньше.

Каждый год твоей жизни ты смотришь что-то совершенно разное. И разное тебя интересует и тебя поворачивает. Все равно как спектакль — это тоже поворот в моей жизни. Один спектакль метафизический, другой лирический, третий иронический. Каждый из них меняет мой взгляд на жизнь и отношение к жизни. И как я к нему пришел — кто знает?

У меня есть очень близкие питерские друзья, которые пару раз в год специально приезжают во Францию — как они утверждают, ко мне и к Полунину. И это действительно так: они не ходят по магазинам, по музеям... Мы просто разговариваем двое-трое суток подряд, и потом они со счастливыми лицами уезжают к Полунину. И мне каждый раз неудобно попросить: «Возьмите меня с собой». Потому что я понимаю, что таких, как я, удаленных поклонников, ощущающих внутреннюю близость с Клоуном, очень много. И ему не до нас...

Изучение счастья — что может быть лучше? Причем с прикладной точки зрения! Не только изучать, но и практиковать... Вокруг так много унылых лиц. Так что я по-прежнему буду ждать своих питерских друзей, когда они после очередной встречи с Полуниным будут мне взахлеб и в лицах рассказывать про день рожденья, про фестиваль дураков, про великих клоунов-мистификаторов. Потом буду искать эти незнакомые имена в YouTube и пересылать другим.

Когда меня попросили задать вопрос Полунину в связи с вступлением в клуб (что, наверное, не самое важное событие в его жизни), я подумала, что вопроса у меня нет, а вот получить от незнакомого человека пару строк восторга, мне кажется, приятно даже самой популярной звезде... А потом придумала и вопрос: знакомы ли вы с попытками психологов изучить и описать счастье с научной точки зрения и как к ним относитесь?

Период увлечения психологией у меня был где-то в возрасте 20–25 лет. Потом я от этого ушел. Но в то время очень основательно этим занимался. Ходил специально в университет просто так, на лекции психологии. Я хотел понять, на чем держатся отношения в театральном коллективе и как добиться, чтобы они были идеально помогающими творчеству. Я тогда не думал про счастье, но был особенно счастливым человеком. Это был такой интуитивный период. И мое желание понять механизмы тогда сделало достаточно много хорошего и плохого. Я проверил в студии всю свою команду, желая помочь ей, методами, которыми проверяли космонавтов. Отчего половину команды потерял. Потому что осознание человеком всех тех механизмов, которые в нем находятся, осознание своих плюсов и минусов не каждому по плечу. Это было первое столкновение со знанием и тем, как оно может сильно повлиять.

Тогда это не было еще вопросом о счастье или несчастье, это было вопросом о том, кто я такой. Чтобы прийти к счастью или несчастью, нужно все равно пройти через это. Не все выдержали этот этап на тот момент. Я расстраивался, что я это сделал, потому что было необязательно. Каким-то людям это помогает и дает возможность перейти на следующий этап своей реализации и развития, а каких-то людей это прибивает очень сильно и запирает их. До сих пор не разрешена задача: должен ли человек до конца все знать или же должен знать только то, что помогает ему быть счастливым, творческим и так далее. С тех пор я всегда очень осторожен со знанием. Информация — тоже оружие, и достаточно сильное.

Слава! Очень рад приветствовать Вас в клубе. И очень надеюсь видеть Вас на сайте. Всегда необычайно приятно, когда такие замечательные люди, как Вы, решают присоединиться к проекту.

Я в первый раз читаю что бы то ни было, относящееся ко мне, через интернет — обычно со всеми общается моя жена. Спасибо «Снобу» за то, что он придумал такую форму общения, которая мне помогает, иначе я бы не справился. Не знаю, насколько я буду интересен кому бы то ни было в таком варианте, потому что для меня это незнакомая форма общения, просто через текст, когда я не вижу человека перед собой, не слышу его, не чувствую. Это даже не похоже на письмо. Для меня вся эта история — как с новой планеты. В связи с этим можно попробовать пообщаться, но не знаю, насколько мне это удастся.

Как раз прочитал статью в журнале сегодня. Очень понравилась, а особенно картинки.

Слава, рад, что Вы с нами.

Я очень рад замечательным словам, которые мне здесь сказали. Очень приятно, конечно, их услышать и увидеть знакомые фамилии.

Очень рад что такой человек присоединился к клубу "СНОБ"! Слава здравствуйте!!! Очень понравилось интервью в бумажной версии! Большое спасибо! Добавляю Вас в друзья! Буду следить за Вашим блогом! 

Слава, очень рад возможности сказать Вам слова признательности! Во всем, что Вы делаете, всегда присутствует не только потрясающее мастерство и блестящее выдумка, но и очень глубокое искреннее чувство. "Юмора" я уже не переношу -  мой отец был известным юмористом, и у меня аллергия ко всей той тупой бесчувственности, которая последнее время лезет со сцены. 

А можно ли где-то достать Ваши выступления последних лет на ДВД? Хотя я живу в Мюнхене, я пропустил Ваше шоу и потом кусал локти, даже писал Вашему менеджеру, узнавал, не планируете ли еще приехать. А локти у меня до сих пор искусанные!

Слава, спасибо Вам. На "сНежном шоу" я сильно, страстно и светло плакала. То главное, зачем я шла - катарсис - произошло. Можно идти дальше, создавая и проживая свою жизнь, свои проекты и свои катарсисы.