Теодор Курентзис: Победят, вероятно, не те, кто мне нравится, но я все равно буду их играть

На YouTube закончился финальный отбор первого в мировой практике онлайн-конкурса композиторов. Вместо 10 запланированных в финал вышли 13 участников. Их произведения, записанные Российским национальным оркестром, можно услышать и оценить здесь

Фото: Stuart Franklin/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Stuart Franklin/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Сочинения трех победителей и лауреатов спецпремий 9 сентября сыграет с РНО председатель жюри конкурса Теодор Курентзис. Результаты финала, в который из 200 участников попали лишь 13, не могли не вызвать всякого рода возражений и споров. К тому же в России, в отличие от, скажем, Скандинавии, композиторские конкурсы проводятся крайне редко. Уши отечественных меломанов не сильно привыкли к звучанию партитур Пьера Булеза, Луиджи Ноно и даже Альбана Берга, которого на Западе уже принимают за общеупотребительную классику, а у нас все еще за радикальный авангард. Однако отобранные в финал произведения оказались неожиданно радикальными. Такое впечатление, что многие участники словно стремились восполнить своими партитурами наш многолетний дефицит подобной музыки. Но для онлайн-зрителя, у которого есть право голоса, большинство конкурсных сочинений — незнакомая и не самая ласкающая уши материя. Потому в Cети столько восторгов по поводу ироничного музыкального высказывания известного критика и композитора Петра Поспелова «Селима и Гассан», написанного по следам романтика Вебера.

Теодор Курентзис рассказал «Снобу», почему финалистов оказалось больше:

«Мы просмотрели более 200 партитур, и я скажу честно, большинство из них содержит случайные ноты. Любую можно поменять на другую, и сам композитор этого не заметит. Однако удалось выбрать примерно 25-30 человек, которые смогли сказать что-то свое. Среди них и развернулась борьба.

Признаюсь, мне самому нравилось многое из того, что не прошло. Но ведь конкурс устроен по определенным правилам, и среди них нет такого, что в финал должны пройти те, кто понравился Курентзису. Более того, я даже уверен, что победят не те, кто мне понравился, но я все равно буду их играть.

Мест в финале было всего десять, но мне очень хотелось, чтобы сочинения Сюмака и Дорохова тоже попали, и я попросил сделать двенадцать. Жюри меня не поддержало, и уже потом пришло предложение от оргкомитета и Google увеличить число финалистов. Так что здесь не может быть никаких претензий. Дело в том, что все десять отобранных жюри сочинений оказались, на вкус комитета, очень радикальными. А задача этого конкурса, в том числе, заставить молодую аудиторию Youtube слушать современную классику. Поэтому жюри предложило выбрать еще три сочинения из тех, что были близки к попаданию в финал, в которых было бы больше мелодизма, понятного неподготовленному слушателю.

Никоим образом не хочу сказать, что эти три партитуры плохие. Напротив, они хорошие, просто другие. Композитора Семенова я хорошо знаю, поскольку должен играть его оперы, и мне нравится его диалог с музыкой барокко. И опера “Селима и Гассан” Пети Поспелова тоже по-своему хороша, хотя его подход сильно отличается от всех остальных».