Борислав Козловский /

  Кто делает за нас покупки

Эксперименты показывают, что бессознательное делает выбор за 10 секунд до того, как мы принимаем решение

Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
+T -
Поделиться:

Кому нравится, когда решают за него — даже если это делает беспристрастный компьютер, а не чужой дядя? Компьютерные футурологи давно пугают будущим, где умная операционная система сама заказывает нам еду в Интернете и ищет партнеров в социальных сетях. Мало кого посещает мысль, что такая операционная система у нас уже есть. Прямо в мозгу. Плохая новость: как и будущую ОС, наше право выбирать ее не особенно волнует.

Нейрофизиолог Джон-Дилан Хайнес доказал экспериментально: бессознательное решение приходит задолго до сознательного. Иногда разрыв достигает 10 секунд — нам кажется, что мы только собираемся выбрать, а мозг уже давным-давно определился. Подопытным Хайнеса нужно было сделать самый незамысловатый выбор: нажать на кнопку либо правой, либо левой рукой. Добровольцев по одному помещали в fMRI-томограф — устройство для сканирования мозга (которое нам знакомо, к примеру, по «Доктору Хаусу» — там fMRI используют в каждой серии, по поводу и без), а перед ними крутили бесхитростный видеоряд — в центре экрана вспыхивала и пропадала какая-нибудь случайная буква. В момент, когда решение созревало, букву следовало запомнить. На fMRI-сканах было ясно видно: первым делом возбуждается область моторной коры, которая отвечает за будущее движение конкретной руки. Только секунды спустя человек запоминал букву и жал на кнопку.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 8 комментариев
Подсознанию лучше известно, что мне нужно, чем монетке.

№Вот и выходит, что самым независимым — и в выборе автомобиля, и во всем остальном — останется тот, кто решает все дилеммы подбрасыванием монетки."

Это даст независимое решение, но не лучшее. Если выбирать между монеткой и моим подсознанием, то я предпочту слушать свое подсознание. Он лучше знает, что мне нужно. 

Эту реплику поддерживают: Mix Tarshis, Юлия Стрельникова

Так ведь фокус в том, что подсознание дает систематическую ошибку. Потому что действует в своих интересах. Далекому эволюционному предку сто миллионов лет назад не нравился какой-нибудь динозавр с широко расставленными глазами, и поэтому мы не покупаем автомобиль с широко расставленными фарами, хотя у него аэродинамика в десять раз лучше.

Монетка лучше тем, что дает шанс вырваться из замкнутого круга. Иногда 50-процентная вероятность при выборе "да-нет" - это уже много. Взять какой-нибудь школьный тест с каверзными вопросами - если слушаться интуиции, все крючки составителей-провокаторов будут успешно проглочены, и даже если вариантов ответа всего два, правильных будет сильно меньше половины. А монетка гарантирует твердую тройку.

I don't buy it!  Если мне не нравится форма автомобиля, то зачем мне аэродинамика? Подсознание старается выбрать автомобиль по всему спектру параметров, включая те, что мне и в голову не приходят :)

И кстати, не стоит сбрасывать со счетов вероятность того, что возможность контролируемых манипуляций подсознанием сильно преувеличивается заинтересованными специалистами. А вообще - подсознание наш друг. Верьте ему!

за такими работами прячется целая прикладная наука — нейромаркетинг

Никто давно не прячется-самые удачные рекламные кампании,так называемые "вирусные",да и наличие якобы лидеров на якобы выборных должностях- ярчайшее тому подтверждение.

Вопрос ещё в том какую информацию получали это мужчины "неравнодушные к автомобилям". Меня лично лошадиные силы и наличие подогрева под задницей тоже мало волнуют. Вот если бы мне сказали, что 75% мужчин выбирают конкретную модель, то эта информация, думаю, имела бы влияние на мой дотоле "подсознательный" выбор. Что, собственно, и делают на Амазоне. Я, впрочем, не очень понимаю разницу между "подсознательным" и "сознательным" в этой статье. Правильнее сказать "информация накопленная ранее" и "новая информация". Или эти модели автомобилей были придуманы специально для эксперимента?

Подсознательным тут считают акт выбора, не осознанный подопытными. Человеку показывают автомобиль как деталь фона - а мозг проделывает дополнительную операцию, которую регистрируют только приборы.Причем эта операция не требует массы технической информации и часов раздумий, которую мы привыкли связывать с выбором. Дихотомия такая: "сознательный" выбор - это взвешивание всяческих за и против в течение долгого времени, бессознательный - мгновенный акт, под который задним числом подгоняется рационализация.

Ну а кто сказал, что этот бессознательный акт - мгновенный? Если испытуемые эти модели автомобилей видели раньше, то очень может быть, что мозг просто проделал "это взвешивание за и против в течение долгого времени" заранее.