/ Нью-Йорк

Семен Дукач: Barnes & Noble стали почти столь же отвратительными, как телевидение

Процесс захвата книжного рынка интернет-магазинами вкупе с растущими продажами электронных версий книг привел ко второй крупной жертве. Вслед за обанкротившейся британской сетью Borders американская компания Barnes and Noble, которой принадлежит 720 магазинов в 50 штатах, заявила, что в стратегию ее развития входит и возможная продажа

+T -
Поделиться:
Подробнее

4 августа был опубликован пресс-релиз компании, согласно которому причина ее возможной продажи — недовольство акционеров низкой стоимостью акций. В прошлом году B&N, являющаяся фактическим монополистом среди розничных продавцов бумажных книг, потеряла более 45% рыночной стоимости. На данный момент стоимость компании оценивается в $760 млн. Основная причина финансовых потерь — увеличение книжных продаж через Интернет и повышающийся спрос на электронные версии книг, которыми торгует главный конкурент B&N — интернет-магазин Amazon. Новость о возможной продаже Barnes & Noble вызвала энтузиазм у инвесторов, и акции компании взлетели на 25%. Многие эксперты предполагают, что это наиболее разумное решение.

Объем продаж электронных версий и бумажных книг через интернет растет со смертельной для розничной торговли скоростью (многие эксперты называют переломным 2018 год, когда электронные книги превзойдут по доле продаж бумажные издания). Однако в какой-то момент казалось, что у компании B&N появились шансы побороться за место на новом рынке с основными конкурентами.

В октябре 2009 года Barnes & Noble выпустила читалку Nook — аналог амазоновской Kindle, а в конце июня 2010 года B&N первой снизила цену на свой ридер с 259 до 199 долларов, предложив также и базовый вариант без Wi-Fi или 3G за 149 долларов. А уже несколько часов спустя Amazon снизил цену на Kindle с тех же 259 до 189 долларов, а также предложил лучшую цену на рынке за Kindle с Wi-Fi по цене 139 долларов. 3 апреля 2010 года в конкурентную борьбу между B&N и Amazon включился и Apple, выпустивший программу Kindley для iPad, расширив таким образом территорию продаж Amazon. Хотя изначально у Apple был свой стартовый список книг из 60 тысяч наименований (здесь можно посмотреть на сравнение преимуществ и недостатков Kindle и iPad).

Среди возможных покупателей Barnes & Noble первым в списке стоит имя Леонарда Риджио — крупнейшего акционера, владеющего более 25% акций компании. В данный момент с ним судится еще один возможный покупатель — миллиардер Рон Беркли, который ранее пытался увеличить свой пакет с 20% до 37%, а теперь, ввиду предстоящей продажи, обвиняет Риджио в попытке продать компанию самому себе.

Продажа Barnes & Noble может заинтересовать и прямого конкуретна — Amazon. Крупнейший интернет-магазин таким образом устранит своего главного соперника, который недавно вынудил его резко понизить цены на продукцию Kindle. Еще одним возможным участником сделки называют Microsoft, который заинтересован в установке своих читающих программ на электронные устройства.

Семен Дукач

   Barnes & Noble стали почти столь же отвратительными, как телевидение. Из 200 книг 190 покрывают две-три популярные темы из целого раздела. А из того, что было популярно пять лет назад, ничего не найти. Они движимы только коммерческими интересами и берут только то, что в данный момент сверхпопулярно. Ничего необычного и глубокого в Barnes & Noble не найдешь. Помню, я подходил к работникам магазина и спрашивал, и они, посмеиваясь, отвечали, мол, даже не ищи здесь ничего такого. Там все нацелено на людей, которые идут в магазин купить только то, о чем все говорят. У интернета сейчас, безусловно, есть преимущество. И логично, что электронные книги стали большим бизнесом: с одной стороны, они дешевле бумажных, с другой — качество ридеров растет: iPad и Kindle очень приятны для чтения.

Надеюсь, все Barnes & Noble закроются, а другие книжные магазины станут интереснее. Думаю, появится больше маленьких магазинчиков. Это же такой кайф — сидеть в уютном книжном, листая что-то необычное. Конечно, этот бизнес может быть неприбыльным. Такой магазинчик принадлежит community, обществу людей в этом районе. Но это очень нужно, особенно интеллектуальным людям. Поэтому, думаю, они будут становиться некоммерческими, как библиотеки.   

Эту реплику поддерживают: Николай Пантелеев, Мария Левина
Комментировать Всего 7 комментариев

Barnes & Noble стали почти столь же отвратительными, как телевидение. Из 200 книг 190 покрывают две-три популярные темы из целого раздела. А из того, что было популярно пять лет назад, ничего не найти. Они движимы только коммерческими интересами и берут только то, что в данный момент сверхпопулярно. Ничего необычного и глубокого в Barnes & Noble не найдешь. Помню, я подходил к работникам магазина и спрашивал, и они, посмеиваясь, отвечали, мол, даже не ищи здесь ничего такого. Там все нацелено на людей, которые идут в магазин купить только то, о чем все говорят. У интернета сейчас, безусловно, есть преимущество. И логично, что электронные книги стали большим бизнесом: с одной стороны, они дешевле бумажных, с другой — качество ридеров растет: iPad и Kindle очень приятны для чтения.

Надеюсь, все Barnes & Noble закроются, а другие книжные магазины станут интереснее. Думаю, появится больше маленьких магазинчиков. Это же такой кайф — сидеть в уютном книжном, листая что-то необычное. Конечно, этот бизнес может быть неприбыльным. Такой магазинчик принадлежит community, обществу людей в этом районе. Но это очень нужно, особенно интеллектуальным людям. Поэтому, думаю, они будут становиться некоммерческими, как библиотеки.

Эту реплику поддерживают: Николай Пантелеев, Мария Левина

Не так хорошо знаком с обстановкой в Barnes and Noble. Но вот в музыкальном мире этот тренд повсеместен, не только Vigin и Fnac перестали торговать редкостями, и убрали все стойки с проигрывателями, возле которых можно было проторчать целый день, и открывать и слушать все, что душе угодно. Теперь есть пара-тройка автоматов, с загруженными бестселлерами, которые спокойно можно послушать и на амазоне. А открыть диск - целая проблема.

Даже знаменитый на всю Европу мюнхенский Lubwig Beck, где можно было пропасть на неделю, роясь в классике и джазе, убрал стулья и кулеры, и резко сократил список раритетов на полках. И dvd теперь нельзя смотреть. А это не сетевой магазин.

Было какое-то удовольствие в том, что можно было просидеть полдня и ничего не купить. И в принципе я готов за это платить входной билет...

они будут становиться некоммерческими, как библиотеки

Простите, не поняла, а кто их будет содержать, особенно не в США? Публичные библиотеки, напомню, сейчас содержит государство

Итак, акционеры B&N решили, что надо что-то делать. Возможно, если компания станет частной, без давления акционеров, выход можно будет найти. Я думаю, всем очевидно, что уже через 10 лет практически все книги будут продаваться в электронном виде. В любом случае, у B&N есть несколько лет, чтобы переквалифицироваться в крупного игрока на рынке электронных книг. Смогут ли они это сделать сами или в союзе с кем-то, в виде частой или публичной компании, и удастся ли им это вообще, покажет время.

Кроме очевидной, давно предсказанной победы электроники над розницей и бумагой, фиаско Barnes and Nobles поднимает целый ряд не менее важных проблем.  Книжный магазин уже давно перестал быть просто прилавком. Это место литературных чтений и встреч с писателями, место где можно пропасть на день, обложившись книгами и при этом ничего не купить, а еще выпить кофе, поболтать с друзьями, или незнакомцами, стоящими у «правильных» полок. Электронное превью, особенно если это альбом или подарочное издание, никогда не даст такого представление о книге, какое можно получить, подержав ее в руках и полистав те страницы, которые хочется, а не те, которые вывешены в тизере. В итоге, речь идет об уникальном маркетинговом инструменте, уничтожение которого может привести к целому ряду труднопредсказуемых последствий. Вопрос в том, смогут ли книжные магазины монетизировать свою атмосферу и другие непродажные опции?

Гибель крупнейшего книжного магазина Barnes & Noble — конечно, повод для большого разговора о судьбе бумажных книг. Как мне представляется, эта дискуссия — повторение пройденного. Думаю, что все помнят, что, когда появился телевизор, все предрекали скорую смерть кинотеатрам. Однако же последние живут и здравствуют. С чем это связано? С тем, что людям свойственно стремиться вырваться из домашней обстановки, сменить антураж, развеяться, и именно кинотеатр дает такую возможность, а не телевизор. То же самое происходит с книгами. Конечно, аргументов против бумажной книги много: на ее покупку требуются деньги, время (чтобы доехать до магазина) и прочие усилия. С электронной книгой — тем паче в России, где авторские права вообще, кажется, не соблюдаются, — все гораздо проще: вы, сидя дома, перед экраном своего монитора, можете выбрать любую книгу, скачать ее на любой носитель и спокойно читать.

Говорить, что судьбу Barnes & Noble также разделят все магазины России, думаю, пока рано. Во-первых, в России всего 45 миллионов человек пользуются интернетом, а желание найти и потреблять новую информацию присуще природе человека. Во-вторых, разумеется, формат магазина «книги и только книги» уходит. Люди идут в книжный магазин как в клуб: пообщаться, выбрать подарок, посмотреть канцелярские товары, поговорить с писателями, взять у них интервью или просто автограф, посидеть в кафе и заодно обсудить книжные новинки и по возможности их купить.

Читать дальше

Книжный магазин обязан также выходить в онлайн-пространство: анонсировать книги, помогать ориентироваться в магазине, рассказывать о мероприятиях — ровно то, что мы делаем сейчас. И вот что я замечаю: сейчас очень часто к нам в «Библио-глобус» приходят люди, которые, буквально пересекая порог магазина, заглядывают в свой телефон и говорят: зал такой-то, отдел такой-то, стеллаж такой-то, полка такая-то — вот моя книга, спасибо. И рассказанная мною сейчас история совсем не означает, что функция продавца умирает, а означает, что вместо девушек, умеющих только пробивать чек, в магазинах должны появиться консультанты-друзья-диспутанты.

Да, конечно, некоторые книжные сети в России погибли: не выдержали конкуренции и свернулись. С чем это связано, сказать трудно. Торговля книгами и вообще бизнес — это очень тонкая материя. Вот сейчас в Москве дым, кто ко мне придет в магазин? Да никто! Все будут сидеть дома или попросту уедут из города — и эта простейшая внешняя причина принесет нам убытки. Поэтому, чтобы держать книжный магазин, нужно быть очень гибким, изобретательным, много читающим, держать нос по ветру, сидеть в интернете, знать обо всех событиях, происходящих не только в книжном мире, но и вообще в мире развлечений и — да-да! — научных исследований. Тогда у вас есть шанс.

В любом случае, хочу утешить и волнующихся о судьбе бумажных книг, и тех, кто предрекает их скорую гибель: люди очень хотят познавать и искать информацию. Поэтому писательский труд будет еще много столетий в почете. А как человечество будет читать — с листа или с ридера — время покажет. 

Свернуть

А мне нравится "Barnes and Noble", и к сожалению иногда нужны обычные не редкие книги которых нет в маленьких магазинах.

Не хотелось бы что бы они закрылись а остался лилипутский "Books and Books", там даже для кофе места нет, хорошо хоть есть где посидеть.