Алексей Учитель: «Край» — история про то, что нет врагов

19 августа в «Ролане» на открытии фестиваля «Арт-мейнстрим» покажут новый фильм Алексея Учителя «Край» с Владимиром Машковым в главной роли. Продюсер картины — Константин Эрнст, сопродюсер — Игорь Симонов

+T -
Поделиться:

Действие картины разворачивается осенью 1945 года в сибирском ссыльном поселке Край, куда приезжает Игнат (Машков), бывший танкист, которому в кошмарах снятся паровозы со свастикой. Здесь он встречает Софью (Юлия Пересильд), бывшую гувернантку с малолетним ребенком, которого она, уходя на работу, в целях безопасности привязывает к ножке стола. Игнат хочет быть машинистом, Софья хочет полноценную семью, и поначалу мечты обоих начинают сбываться — пока в жизни Игната не появляется паровоз по имени Густав.

Полина Сурнина: Говорят, «Край» попадет в Книгу рекордов Гиннесса — за немыслимое количество вариантов сценария?

Алексей Учитель: Да, к концу съемок был написан 109-й. Это принцип, по которому я работаю. Пока сцена в литературном виде не будет доведена до той, которая нужна, приступать к съемкам нельзя.

— Сценаристу Александру Гоноровскому, наверное, было с вами тяжело.

— Мне повезло найти сообщника, который понимал, что это только на пользу делу. И когда я звонил ему с очередным предложением, он вздыхал, но к утру писал новый вариант.

— Рабочей версией названия фильма было «Густав». Вы хотели подчеркнуть, что это история не только про людей, но и про машины?

— Паровоз для меня герой картины наравне с Машковым. Он нечто большее, чем машина. Это живой организм, со своими капризами, привычками, любовью к кому-то, а к кому-то — неприязнью. Что-то вроде дракона — вымышленного существа, у которого есть душа.

— Свою любовь к паровозам Игнат в фильме обозначает сразу. А вот своим женщинам ничего не говорит о чувствах. Почему?

— Игнат вообще человек, который поначалу не может любить. В этом вся его беда. Для него женщина — это функция, как героиня Юлии Пересильд. Любовь в нем возникает постепенно.

— Зрелищные сцены снимались по-честному? Например, та, где под паровозом рушится мост, построенный Игнатом?

— Не знаю, связано ли это с моим документальным прошлым, но я очень люблю, чтобы все было натуральным. Поэтому и весь поселок был построен на самом деле, и баня горела настоящая, сделанная нами. А сцену с мостом мы снимали в двух местах: на реке и в железнодорожном военном училище, где такой же мост, но внизу не было воды. Конструкция действительно падала. Мы только немного дорисовали и, конечно, использовали монтаж.

— Это были опасные съемки?

— Машков один раз чуть не утонул. Он по сценарию падал в реку, а дальше его должны были встречать каскадеры. А река, на которой все это снималось, хоть и течет в 150 километрах от Питера, шириной и мощью, я думаю, не уступает сибирским, а то и превосходит их. И вот Машков упал, запутался в ремне, его понесло, а там дальше пороги, обрыв. И он не услышал команду «стоп». Два каскадера каким-то чудом по берегу сумели до него добежать и кинуть веревку, наверное, мировой рекорд скорости поставили. Я об этом сначала не знал и, когда привели Володю мокрого, говорю: «Володь, надо еще дубль». И он, вместо того чтобы меня послать, отвечает: «Через 5 минут».

— Он и паровоз сам водил?

— Да, все гонки — это его работа. Даже не работа, а жизнь. За восемь месяцев съемок Машков только один раз уехал в Москву. А так был все время там, год ходил в этой одежде и т. д. Голова у него была в этой картине.

— А как же семья?

— Если ты хочешь снять фильм, надо принимать эти условия. Семья может приехать, в принципе, но нормальной такой каждодневной семейной жизни у артистов нет. На съемках это просто исключено. Поэтому я ненавижу снимать в Питере, в Москве, люблю увозить в экспедицию, чтобы все были при мне, автономны. Только тогда есть результат.

— К «Краю» вы готовились заранее?

— Да, за месяц до начала съемок мы две недели сидели под Питером в санатории: оператор, сценарист, все главные актеры, второй режиссер и я. С утра до ночи читали сценарий, тут же правили, актеры тоже что-то предлагали, сценарист записывал. Такая была массовая читка для улучшения сцен, речи персонажей. Потому что нельзя режиссеру вести работу с актерами на съемочной площадке. Если это так, значит будет провал. Перед камерой поставить сцену невозможно.

— Компания РЖД, при поддержке которой снят фильм, как-то влияла на процесс?

— Без них мы не смогли бы снять эту историю, в частности гонки паровозов, во время которых для нас специально приостанавливали движение. Поскольку РЖД очень понравился сценарий, то они помогали, и очень сильно. Но никакого заказа с их стороны не было.

— А про паровоз Фишман, на котором ездит энкавэдэшник (Сергей Гармаш), они вам рассказали?

— Это мы придумали. Такого паровоза нет.

— Неожиданный с ним поворот сюжета в конце…

— Понимаете, главная-то история в этом фильме о том, что нет врагов. Полюбить можно кого угодно. И даже героя Гармаша. Я хотел еще одного: чтобы всех было немножко жалко.

Комментировать Всего 10 комментариев

Хороший режиссер, замечательные актеры. Но зачем делать второсортное голливудское кино?

Владимир!

Фильма я не видел, а потому защищаю его на основании презумпции невиновности. Вообще, Учитель не тот режиссер, который склонен делать второсортное голливудское кино. И уж тем более, поставив себе такую цель, не будет запирать всю группу в лесах на полгода, и переписывать сценарий 109 раз. Люди которые видели рабочий материал, и которым я склонен доверять говорят, что картина честная и хорошая. Конечно, давайте дождемся премьеры и обсудим, но премьера Учителя, по-моему, как раз тот случай, когда можно позволить себе роскошь не быть предвзятым

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Ксения Чудинова

Илья, я уже много раз убеждался в том, что выбор режиссером музыки многое в фильме раскрывает, иногда против воли режиссера. Выбор Лунгиным в "Острове" сладенькой и неискренней музыки Мартынова рассказал мне больше о "сверхзадаче" фильма, чем сам  фильм. Я понимаю, что моя позиция кажется очень жесткой, но голливудскую музыку невозможно приставить к чему-то кардинально противоположному. Единственная возможность, которую я упустил -  что для трейлера использовалась какая-то другая музыка -  так иногда бывает, но редко. 

Так или иначе, этим трейлером заявляется нечто очень знакомое под кликухой "блокбастер".

Кстати, никогда не видел русских трейлеров -  странно, что нет никакого закадрового текста.

Ну музыка скорее карминобуранистая, а не голливудская, впрочем и голливудская живет по законам не самых плохих композиторов -- ее словарь и по сей день остается в рамках того, который сформирован скажем Эрихом Корнгольдом.

Что же до трейлера -- то не факт, что фильм ему соответствует, все же "Константин Эрнст представляет". 

И с Мартыновым Вы уж очень несправедливо, по-моему (он все же слишком холоден и ироничен, чтобы стать сладеньким и неискренним). Хотя я ни разу не фанат.

Карминобуранистая тоже вполне голливудская -  там есть вообще всего 5-6 шаблонов, это один из них.

Я просто исхожу из того, что есть бескомпромиссные люди, только они и делают по-настоящему стоящие вещи. Допускаю даже, что его "скрутил" продюсер, навязав такой трейлер и такую музыку. Но от компромиссов трудно ждать откровений. Я уж лучше предпочту тихий и камерный фильм, который никто не насиловал.

Что касается Мартынова, я имел в виду конкретно музыку к этому фильму. Рыбников в "Попе" может, и более голливудский, но искреннее -  это уж точно. И потом, извините, но нельзя "русскую религиозную идею" иллюстрировать семплерным хором. Или в этом и была его ирония? Тогда фига в кармане ему удалась - вопрос только в том, хотел ли ее режиссер, а если не хотел -  как мог принять?

П.С. Извините за резкость, Илья -  это у меня "глубоко личное": последние годы у меня перебывало много учеников по композиции и инструментовке, которые пишут потоком музыку для здешних фильмов. Поэтому голливудские штампы вызывают сильное желание выйти на свежий воздух.   

Беда российского кино, на мой взгляд, не столько в том, что режиссеры стали глуховаты, а в том, что они стали слеповаты. А потому я уверен, что фильм Учителя будет все же отличаться от той, выражаясь языком Норштейна, "монтажной шелухи", которую здесь все почему-то принимают за кино.

Эту реплику поддерживают: Олег Оксанич

Илья, честно говоря, я уже давно чувствую себя марсианином и признаю, что вообще ни в чем ничего не понимаю -  ни в музыке, ни в кино. Вчера посмотрел "977" -  единственный фильм, выбранный фестивалем в Канне 2006 за продолжание традиций Тарковского. Могу только развести руками, причем очень широко.  И глуховаты, и слеповаты -  почти как в знаменитом музыкантском анекдоте про слепого ежика и змею.

Видела трейлер фильма в кинотеатре. Обязательно схожу на этот фильм. Первый отечественный фильм за последнее время, который очень хочется увидеть. 

Эту реплику поддерживают: Игорь Подлевских

9 сентября "Край" покажут на кинофестивале в Торонто (TIFF). Режиссер будет представлять картину лично. Фильмы Учителя уже второй раз принимают участие в этом мероприятии - в 2005 году в Торонто был продемонстрирован "Космос как предчувствие".  

А 22 сентября состоится премьера "Края" в Москве.