/ Москва

Теодор Курентзис: Я хочу помогать живым композиторам, а не тем, кто уже умер

Теодор Курентзис приглашает участников программы Premium на финал конкурса композиторов YouTube и объясняет, почему лично для него этот проект был так важен

+T -
Поделиться:

Дорогие друзья!

Я приглашаю вас завтра в Концертный зал Чайковского на финал конкурса композиторов YouTube. Вместе с оркестром РНО мы будем играть сочинения финалистов, которые были отобраны жюри и пользователями интернета. Еще мы сыграем Третью симфонию Прокофьева, которого лично я считаю одним из самых гениальных композиторов ХХ века.

Как председатель жюри могу сказать, что это было трудное, но интересное приключение. Многие сочинения, даже тех, кто не попал в финал, я обязательно буду исполнять в концертах. Это часть моей идеологии: я считаю, что помогать надо живым, а не тем, кого уже нет на этом свете. И у многих из тех, кого вы услышите завтра, есть шанс стать знаменитыми.

Приходите!

Проект «Сноб» и Теодор Курентзис приглашают участников программы Premium на финал конкурса композиторов YouTube. Количество билетов ограничено.

Пожалуйста, подтвердите свое участие и готовность оставить отзыв о мероприятии на сайте.

Комментировать Всего 7 комментариев

О конкурсе композиторов мы подробно писали здесь. О том, какие сочинения попали в итоге в финал, вы можете узнать на сайте конкурса и даже послушать сочинения финалистов и полуфиналистов. Также я попросил участника проекта «Сноб» Алексея Трифонова, который является директором конкурса, рассказать о том, как вся эта затея начиналась и почему в России конкурс оркестров YouTube, проводившийся Google, превратился в конкурс композиторов. И даже если вы далеки от современной музыки, Третья Прокофьева в исполнении Теодора Курентзиса и РНО стоит того, чтобы попасть на этот концерт.

Российский национальный оркестр под управлением дирижера Теодора Курентзиса исполнит произведения победителей конкурса, и «на десерт» — Третью симфонию Сергея Прокофьева.Жюри отобрало три партитуры: Натальи Прокопенко «Архэ» (2-е место), Владимира Горлинского PARAMUSIC (2-е место) и Кирилла Уманского «Вечер в степи» (3-е место). Первое место по настоянию председателя жюри присуждать не стали, поскольку ни одной партитуры, равновеликой произведениям Шостаковича или Мессиана, обнаружено не было.

Как арт-директор конкурса я остался доволен результатом, поскольку, когда конкурс только задумывался в августе 2009 года, никто и предположить не мог, что мы получим более 200 партитур, из которых около 40 весьма и весьма интересные. Вообще сначала у российского представительства Googleбыло желание провести конкурс оркестровых-музыкантов и создать российский аналог всемирного оркестра YouTube. И только через несколько месяцев довольно напряженных переговоров удалось убедить организаторов конкурса, что собрать всех лучших инструменталистов России в одном зале на довольно длительный срок просто невозможно (подобный проект реализует только Аббадо с Люцернским фестивальным оркестром, но там финансирование совсем иное...). В результате удалось убедить руководство крупнейшей российской IT-компании, что композиторы являются очень важным, но, к сожалению, мало востребованным ресурсом современной российской культуры. И понеслось... Сначала ломались копья по поводу состава жюри. К счастью, моя позиция, что в жюри не должно быть активно практикующих, а тем паче «маститых» композиторов, нашла понимание, так как никто не хотел обвинений в предвзятости и ангажированности. В результате в жюри вошли музыканты с достаточно разными эстетическими пристрастиями, но с максимально высоким уровнем экспертной состоятельности — дирижеры Теодор Курентзис, Федор Леднев, Петр Белякин, музыковеды Левон Акопян и Светлана Савенко, пианисты Иван Соколов и Михаил Мордвинов.

Далее начались поиски оркестра, который мог бы осуществить запись произведений прошедших во второй тур конкурса, а затем и исполнить пьесы победителей. К сожалению, в России нет большого симфонического оркестра, специализирующегося на исполнении современной музыки, поэтому выбирать пришлось из трех ведущих московских оркестров. В результате все сошлось на РНО. 1 марта мы начали прием заявок и сначала были довольно сильно напуганы, поскольку первое время приходил исключительно спам и абсолютно дилетантские произведения, но постепенно мы начали получать все более и более интересные партитуры, а пик, естественно, пришелся на последний день приема заявок — 31 мая поступило почти 40 партитур! В итоге жюри пришлось проделать огромную работу, отбирая 10 участников второго тура «по гамбургскому счету» из более чем 200 партитур. Итог порадовал не всех, поскольку среди полуфиналистов практически не было «традиционной музыки с мелодией». В результате, после того как 10 партитур были героически записаны РНО под управлением Федора Леднева всего за пять дней, оргкомитетом конкурса было принято решение дозаписать еще три произведения с ярко выраженным мелодическим началом, попавшие в топ-20, но не прошедшие в полуфинал. Таким образом, в полуфинал прошли не 10, а 13 партитур, что привело к довольно громким дискуссиям в музыкальном интернет-сообществе.

Однако ни одно из трех добавленных к первой десятке полуфиналистов произведений в дальнейшем не нашло поддержки ни у членов жюри, ни у пользователей интернета. Первое место по итогам пользовательского голосования заняла Полина Назайкинская с довольно традиционной по языку композицией «Зимние колокола», а второе досталось ультрарадикальному опусу Александры Филоненко.

В результате концерт было решено включить в Большой фестиваль РНО, и всей рекламой и распространением билетов занялись структуры оркестра, а мы смогли сосредоточиться на репетициях, поскольку сделать за пять репетиций четыре мировых премьеры и довольно непростую симфонию Прокофьева — задача не из легких.

Ну что же это Вы Ваню Соколова из композиторов вычеркнули! )

Я же написал "активных и маститых"!  А Ваня все таки в первую очередь замечательный пианист и очень глубокий музыкант...

тут Вы правы!

А проект грандиозный - надеюсь, не последний.

10 партитур за 5 дней - и невероятно высокое качество при этом! что ни говорите, а уровень музыкантов вырос невероятно: во времена наших "дипломных игрищ" такое трудно себе было представить. Можно сказать -  "набили руку"!

посыл конкурса очень правильный. музыка пронизывающая. Курентзис был как всегда прекрасен

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Из конкурсантов мне больше всего понравилось Полина Назайкинская, получившая приз зрительских симпатий. Ее "Зимние колокола" - прекрасны. Собираюсь скачать их для регулярного прослушивания.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин